«Курс Энциклопедии оккультизма» (Г. О. М.) — Аркан V

«Великие Арканы Таро» (Шмаков)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
«Догма Высшей Магии» (Элифас Леви, пер. И. Харун)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
«Курс Энциклопедии оккультизма» (Г. О. М.)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
«Ритуал Высшей Магии» (Элифас Леви, пер. И. Харун)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
Изображения Аркана из различных колод
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII

Содержание

  • Лекция VI
    Пентаграмма
    Испытания при Посвящении
    Пентаграмма - знак Микрокосма
    Мантрамы
    Сетрамы
    Астральное Зрение
    Борьба пентаграмм
  • Лекция VII
    Выработка в себе пентаграммы
    Медитация
    Концентрация
    Психометрия
    Сенситивный диагноз
    Созидание идей - сил
    Центральный взгляд
  • Лекция VIII
    Условное разделение человека
    Пороки по этой школе
    Потеря человеком власти над собой
    Режим определенных частей человека импульсивного
    Возбудители инстинктивного человека
    Дыхательные упражнения
    Анимические возбудители
    Интеллектуальные возбудители

Лекция VI

Пятый Аркан

Пятому аркану соответствует знак He (He) т. н. еврейского алфавита. Числовое значение этой буквы = 5. Иероглифическое соответствие - дыхание.

Дыхание для нас в приемах обыденной жизни характеризует наличие жизненных процессов в организме. Отсюда истолкование жизнь, согласное с астрологическим соответствием аркана - знак Овна (Овен) в Зодиаке. Пребывание Солнца в знаке Овна определяет первый весенний месяц, а весна есть элемент Iod годового Солнечного Цикла, то, что подготовляет жизнь, первое дыхание жизни.

Нам поставят немедленно 2 вопроса:

1-й: В схеме HeVauHeJod динамического процесса He соответствовало женскому началу. Что общего между женским началом и жизнью?

2-й: Почему 2-й аркан (Beth) истолковывается как женское начало, и то же толкование прилагается к пятому Аркану? Какая разница в оттенках того и другого аркана?

На первый вопрос мы ответим небольшою экскурсией в область христианской теософии, как новейшей (XVI, XVII и XVIII ст.), так и прежней (XIV, XV ст.). Если каждому динамическому циклу типа HeVauHeJod может служить продолжением такой же цикл, Iod которого есть проявление второго He первого цикла, то и обратно - Iod нашего первого цикла позволительно считать проявлением второго He некоторого предшествующего цикла. Разыскание элементов этого цикла будет восхождением в цепи причинностей, приведет нас к познанию нового Iod старшего порядка и к заданию такого же вопроса о предпредыдущем цикле.

Самый начальный цикл в ряду причинностей, или, выражаясь образно, Первое Семейство типа кватернера, конечно, не может считаться абсолютно самостоятельным, т.е. не имеющим предшественников в ряду элементов динамических процессов. Ведь Начало всех Начал не может иметь наименования Iod, ибо активный элемент оживлен желанием, потребностью оплодотворять, а Начало всех Начал должно обладать атрибутом Вседовольства. Это Начало должно быть нейтральным, андрогинным, заключающим в себе все элементы тех динамических процессов, которые оно способно породить.

Чтобы символизировать это начало, поставим точку над Iod, написав схему Первого Кватернера трансцендентальной области в виде HeVauHeJod .

Эта точка будет напоминать нам о Великом, Непостижимом, Бесконечно Однородном, Идеально Светлом, Лучезарном Начале Ain Soph (евр.), о Великой Нирване (инд.).

Это Непостижимое Начало, не могущее составлять объекта логической спекуляции, проявилось мужским элементом Iod, элементом оплодотворяющим, экспансивным, лучезарным, которому можно дать имя Универсальной Любви.

Эта Универсальная Любовь ограничила себе Пассивность, Аттрактивность, Женское Начало теневого характера, т. наз. Restrictio, которому имя - Универсальная Жизнь, и оплодотворила его.

От Союза этих Начал, Высшего Iod и Высшего He, рождается элемент Vau Первого Семейства. Имя ему - Логос. Первичные Эманации этого Элемента будут Вторым He Первого Семейства и переведут нас уже в трансцендентный мир Olam ha Aziluth Второго Семейства.

Вот почему Жизнь оказалась женским элементом.

У аббата Тритемия (1462-1516) в передаче им современных ему Розенкрейцеровских теорий элемент Iod Первого Семейства назван Сверх-Эссенциальным Огнем, Элемент He - Сверх-Эссенциальным Воздухом, а Логос - Сверх-Эссенциальным Светом.

Как видим - Воздух, Дыхание, отождествился с женским элементом.

Легко заметить, что эту терминологию Розенкрейцеры считали для себя интерпретацией Догмата Христианской Троицы, причем Огонь был Ее Первым Лицом, Воздух - Третьим, а Свет - Вторым.

Каббалистический Мир Aziluth у Тритемия появляется под названием Spiritus Mundi (Дух Вселенной).

Нам кажется, что приведенная справка дает ответ на первый вопрос, и мы переходим ко второму.

Аркан Beth указывает на женское начало, как на нечто существующее в форме соответствия мужскому началу, нечто, подлежащее изучению (Gnosis - познание), нечто принципиально необходимое в прогрессии арканов.

Аркан He есть уже форма, в которую облекается аркан Beth.

Не конкретнее, нежели Beth.

Beth очерчивает сферу женского начала. He наполняет эту сферу чем-то формально существующим.

Вообще, чем выше номер, тем конкретнее его значения.

Beth имело иероглиф рот. He - дыхание, исходящее из этого рта.

Дав эти пояснения, переходим к арифмологическому анализу аркана.

5 = 1 + 4
или
5 = 4 + 1
5 = 3 + 2
или
5 = 2 + 3

Первые два разложения пятерки дадут нам заголовки содержания аркана в трех областях Теософического Тернера.

Для Архетипа 1 означала Эссенцию Божества, 4 - принципиальную необходимость формы.

Элемент Лучезарности в Божественной Эссенции указывает на выбор положительного полюса в вопросе оценки форм ментальных проявлений.

Формы, не искаженные неправильным отражением и преломлением, станут синонимами Добра; формы искаженные - синонимом области зла.

Аркан в плане Архетипа будет интерпретировать Древо Познания Добра и Зла, с сознательным предпочтением Добра злу.

Получится заголовок - Magnetismus Universalis (Scientia Boni et Mali).

В плане Человека 1 интерпретируется как Vir - активный, оплодотворяющий элемент, а 4 - как элементы, синтез которых образует человеческое тело, или как Auctoritas - тайна этического доминирования в центре Креста (Кватернера). И в том, и в другом случае к четырем началам, имеющимся во внешнем мире, таинственно прибавляется пятое, управляющее их трансмутацией, дающее возможность реализовать Великое Делание.

В алхимии это пятое начало именуется Quintessentia. Это слово и будет вторым заголовком.

Заголовок аркана в мире Природы мы найдем, если сквозь внешние манифестации четырех элементов четвертого аркана сумеем узреть элемент Natura Naturans первого аркана, суммируемого с четвертым.

Тот, кто созерцательной деятельностью и глубокой медитацией усмотрит эту единицу за завесою внешней четверки, тот постигнет натуральную Религию, плод Созерцания и Вдумчивости.

А потому заголовком для пятого аркана в плане Природы возьмем термин Religio.

Если в разложении 5 на 1 и 4 понимать под 4 мир элементов, а под 1 Высшее Сознательное начало, то, как мы сказали, сумма 1 + 4 будет символизировать Человека как покорителя элементов, как доминатора импульсов своей элементарной натуры.

Поставив 4 первым слагаемым, а 1 - вторым, мы получим обратное, т.е. формулу импульсивного человека, манифестации которого стоят в зависимости от внешних влияний на его физическую природу.

Перейдем теперь ко второй схеме разложения 5 на слагаемые.

5 = 3 + 2, т.е. пятый аркан является составным из высшего и среднего начал Великого Аркана Магии - метафизического тернера (3) и астрального бинера (2). С этой точки зрения аркан символизирует проявление некоторой сущности в двух высших планах, при преобладании метафизического понимания над астральным механизмом.

Оперировать таким образом в двух планах могут сущности следующих типов:

1) Белый маг, в то время, как он занят работой в астральном плане (хотя бы он притом и опирался на физический).

2) Элементарий положительного типа (например, совокупность mens'a и души человека, в промежутке между двумя инкарнациями стремящаяся к эволютивному созерцанию клише).

3) Эгрегоры положительного типа (эволютивные).

4) Spiritus Directores, составляющие высшую полицию астрала и т.п.

Обратному разложению 5 = 2 + 3, символизирующему затемнение абсолютной истины тройственного закона миражами ложных астральных клише, движимых инволютивными tourbillons, будут соответствовать проявления темных сущностей, каковы:

1) Занятый астральной деятельностью черный маг.

2) Разыскивающий ложные клише отрицательного типа элементарий (например, совокупность mens'a и души человека, в промежутке между двумя инкарнациями занятого разыскиванием случаев очередного воплощения не для исправления кармы, а для наслаждения утраченными физическими благами и довольного всяким поводом проявления в плане этих благ, хотя бы за счет медиумических ресурсов).

3) Эгрегоры отрицательного типа (инволютивные).

4) Лярвы и т. п.

Разложениям 3 + 2 и 2 + 3 соответствует геометрический символ огромного теоретического и реализационного значения - т. наз. пентаграмма в прямом или обратном положении.

Прямая пентограмма    Обратная пентограмма
Прямая Пентаграмма
Чертеж 15
   Обратная Пентаграмма
Чертеж 16

В прямую пентаграмму 3 + 2 принято вписывать фигуру человека, голова, руки и ноги которого размещаются по углам пентаграммы; в обратную пентаграмму 2 + 3 удобно вписывается козлиная голова, размещающая по углам пентаграммы свои рога, уши и бороду. Козел этот символизирует дьявола, отца лжи, олицетворение искаженных до неузнаваемости клише истинных проявлений.

Мы вскоре вернемся к пентаграмме, но прежде дадим себе труд изучения картинки пятого аркана.

Научное ее наименование - Magister Arcanorum (Учитель арканов = Великий Иерофант); вульгарное название - le Pape.

Картинка изображает сидящего мужчину. Голова его увенчана рогами Изиды с полною Луною между таковыми. Над бинером этих рогов доминирует тернер Креста Великого Иерофанта (см. аркан 4), укрепленный на конце жезла. Жезл у Иерофанта в левой руке, и достаточно высок, так что крест на его верхушке находится значительно выше наклоненной головы Иерофанта.

Правая рука Иерофанта распростерта над головами двух склонившихся перед ним фигур, на одних картинках - жестом имяславного благословения, на других - знаком молчания, т.е., во всяком случае, жестом выражения воли.

Из двух фигур, поклоняющихся Иерофанту, одна - светлая (например, красная), другая темная.

Сидит Иерофант, как и женщина 2-го аркана, между колоннами Jakin и Bohas, снабженными традиционною завесою.

И там и тут бинер колонн нейтрализован личностью, но в пятом аркане фигура мужчины: он сидит (пассивность - восприятие науки бинеров), но он мужчина (активный - применяющий эту науку к жизни), и жест его выражает волю.

Этот элемент просвещенной воли, активной (т.е. не бездействующей) власти и будет основной характеристикой пятого аркана и его графического символа - пентаграммы.

Тернер Креста Иерофанта над бинером рогов дает указание на прямое положение этой пентаграммы.

Вся обстановка намекает на Посвящение. Коленопреклоненные фигуры дают понять, что "пентаграмма-маг торжествует вместе со Светлыми Силами и заставляет служить своим добрым целям и темные силы", умело эксплуатируя их временное невежество и вытекающие из него слабости, и благоразумным применением оных облегчая им в дальнейшем столь трудное для них искупление.

Но в каком состоянии должен быть человек, чтобы его астросом, оживленный mens'ом, мог исполнять функции пентаграммы, и как из пригодного материала создать эту пентаграмму?

На первый вопрос нам дает ответ краткий перечень испытаний, коим подвергаются ищущие Посвящения.

На второй можно ответить указанием общего плана физической, астральной и ментальной тренировки мага (предмет следующих двух лекций).

Посвящение бывает двух основных типов - бело-магическое и черно-магическое, смотря по тому, что требуется создать: человека, стремящегося к добру ради добра с пренебрежением собственными выгодами и невыгодами, или человека, любящего зло ради зла, даже в ущерб себе, во имя голого принципа лжи и тьмы ради тьмы.

Первая стадия испытаний одинакова в обоих Посвящениях. Она имеет целью испытать в неофите состав 1 + 4, т.е. умение не смущаться опасностями и неожиданностями, исходящими из элементов, не быть трусом в физической области, не терять голову. Сюда войдут традиционные испытания огнем, сквозь который надо храбро пройти, не боясь ожогов; водой, переплывать которую не надо затрудняться, хотя бы она представлялась в форме бурного потока; воздухом, в котором надлежит висеть бесстрашно, не испытывая головокружения; и землею, в недра которой приличествует проникать, не страшась быть раздавленным мрачными сводами подземелья.

Вторая стадия испытаний опять-таки одинакова по их заголовкам в обоих типах Посвящения. Это - астральные испытания на страх, страсть и совесть.

Неофит испытывается страхом астральных клише, пугающих его уродливостью или даже агрессивностью, и восприятие которых ему облегчается искусственно созданною на время сенситивностью.

Второе испытание - на страсть - имеет целью определить, может ли неофит обуздывать в себе сексуальное чувство даже при условиях весьма благоприятных для его проявления, и обыкновенно распадается на 2 части: 1) - умение противостоять надвигающемуся соблазну, и 2) - умение не использовать победы, одержанной собственными усилиями над холодностью представительницы другого пола.

Третье испытание - на совесть - заключается в определении умения выполнить какой-либо данный завет, исполнить какое-либо поручение, сохранить какую-либо тайну или просто не изменить принятому решению, вопреки грандиозным соблазнам и полной гарантии безопасности.

Если эти испытания одинаковы по форме в обеих школах - бело-магической и черно-магической, то они не одинаковы по освещению. Белому магу не надо бояться страшных клише, так как сквозь их мир ему придется пробиваться к более Светлым Началам, черному - потому, что придется быть запанибрата с этими темными и уродливыми проявлениями.

Белому магу надо постичь стойкость своего целомудрия, чтобы быть уверенным в возможности не пасть; черному надо понять, что умение воздержаться в определенный момент дает его обладателю житейский перевес над неумеющими воздержаться.

Белому нужно совестливо относиться к своим обязанностям и принятым на себя обязательствам, ради самоусовершенствования и стойкости в служении добру.

Черному надо просто понять, что по определенному плану, при твердом следовании ему, наделаешь больше идейного зла, нежели случайно, при представляющихся удобных обстоятельствах.

У черных магов бывает иногда еще дополнительное испытание на приверженность злу, которое мы описывать не будем.

Поговорим теперь об искусственной пентаграмме, или Великом Знаке Микрокосма (Микрокосм значит буквально - мир в миниатюре; это название прилагается к Человеку, в котором, по закону аналогий, можно указать полный синтез соответствий составным элементам внешнего мира - протяженного мира или, по-гречески,- Макрокосма).

Пентаграмма относится к т. наз. магическим символам. Мы о них вскользь упомянули в начале курса.

Если мы установим два аналогичных ряда A, B, C, D,... и M, N, P, R..., то M может являться символом A и, наоборот, A символом M; N символом B и наоборот, и т.д.

Как мы уже намекали, в ментальном плане символы имеют реализационную власть, так как операции этого плана сводятся к порождению идей, причем аналогия является мощным инвентивным методом на равных правах с индукцией и дедукцией. Примером может служить алгебра, где манипуляции над символами значительно облегчают выводы идей. Чтобы дать ясное понятие о действии символов на астральные сущности, припомним, что наш эмоциональный, субъективный мир часто перерождается под влиянием форм, так или иначе ассоциируемых с определенными эмоциональными началами. Возглас, картина, предмет, ассоциированные с эмоцией страха, часто самостоятельно вызывают таковой; грозный оклик абсолютно бессильного и безоружного существа может устрашить его врага, слышавшего такой же возглас из уст другого, отразившего его нападение, и т.п.

Ведь эмоциональный мир целиком относится к астральной области; оттого-то в ней так важны символы, продолжительно употреблявшиеся магическими школами или, вообще, представителями определенных эгрегоров.

Кто знает могущество символа Креста в сношениях с христианами на земле, тот не удивится, если ему скажут, что этот знак оказывает действие на элементалей. Он для них ассоциирован с другими эмоциональными представлениями, нежели для христиан; элементалям он напоминает о синтетичности строения Человека и проявлении его внешней деятельности - он напоминает им, что Человек - Царь в элементах, и этим их укрощает.

Как на земле, по мере хода цивилизации и культуры, те или другие ассоциации теряют свою обычность и применимость, так сказать - выдыхаясь или видоизменяясь, так и в астрале мир символов, как форм, ассоциированных с определенными эмоциями, подвержен медленной, но непрерывной эволюции.

Было бы наивно думать, что все символы древних египтян сохранили свою магическую силу до нашего времени и вызывают неизменно одни и те же явления.

Они не выдохлись окончательно, но без видоизменения и дополнения их вы не сумеете достичь эффектов, в старину ими обусловливавшихся.

Ведь и фаланга Филиппа Македонского не испугала бы нынешнего стрелкового батальона, но, конечно, обратила бы в бегство толпу уличных хулиганов, вооруженных ножами и кастетами.

Символы иногда квалифицируются как простые, т.е. как такие, которые не принято разлагать на составные части. Таковы - точка, как символ Единства; круг, как символ Законченности или Объединения; пожалуй, даже треугольник, как символ тернера определенного типа, и др.

В противоположность этому, соединение нескольких простых символов именуется сложным символом.

Слог будет простым звуковым символом. Несколько слогов, произнесенных подряд, будут сложным символом.

Если сложный графический символ является синтезом простых символов, из которых он составлен, т.е., если последние стройно сливаются в ассоциацию объединенных эмоциональных представлений, связанных аналогично с синтетическою же метафизической формулировкой, то такой сложный символ именуется пантаклем.

В звуковом символизме пантаклю соответствует совокупность слогов, сливающихся в слово, или даже в целую фразу.

Примером пантакля нам послужит пентаграмма (это, конечно, синтез, ведь мы ее разлагали на 2 + 3 или 1 + 4).

Этому пантаклю в ментальном плане соответствует идея Свободной Воли.

В физическом плане из носителей этой Воли нам ярче всех кидается в глаза реализованное тело Человека, астросом которого - носитель пентаграммы, и mens которого характерно проявляет волю.

У нас был еще хороший пример трех пантаклей, соединенных в один. Это рисунок, графически дававший схему Великого Аркана в конце прошлой лекции.

Встречавшееся нам начертание Имени HeVauHeJod тоже должно считаться пантаклем схемы цикла динамического процесса.

В области звуковых проявлений как простые, так и синтетические формулы делятся на два класса: класс mantram и класс setram.

Мантрические формулы суть те, которые предназначены для действия на астросом сущности, отличной от самого оператора (хотя бы даже эта сущность входила в оператора как составная часть его коллективного Я).

Так, например, формула, предназначенная человеком для действия на другого человека, или на элементария, или на элементаля и т.д., будет mantram. Формула, коей человек желает воздействовать на собственную печень для регулирования ее функций, будет носить то же имя.

Сетрамы, в противоположность мантрам, предназначены для укрепления астросома самого оператора, для регулирования функций всей системы ганглиональных узлов этого астросома, играющих роль в процессе проведения манифестаций Воли из ментального плана в область физическую.

Эти сетрамы, выражаясь вульгарно, снабжают оператора апломбом, необходимым для успешного выполнения магической операции.

Извинившись перед слушателями за сделанные отступления от главной темы сегодняшней лекции, возвращаемся к вопросу о пентаграмме.

Мы отложим до седьмого Аркана разговор о материалах, из которых должна быть реализована пентаграмма, употребляемая при операциях, а равно и сведения о добавочных знаках и символах, помещаемых за ней.

Зато мы упомянем об одном обстоятельстве, весьма важном и дающем пентаграмме преимущество перед остальными Пантаклями.

Необходимо заметить, что Астральные сущности (т.е. сущности 2-х планов) обладают лишь астральными органами, т.е. средствами познания астросомов тех объектов, с которыми они входят в общение.

Познавать физическое тело объекта (буде последний таковым обладает) астральная сущность может лишь временно, при помощи так называемого медиумического займа флюидов, т.е. заимообразного присвоения жизненной силы и тонких материальных начал лиц, называемых медиумами, или каких-либо органических сред и выделений организмов, живущих в 3-м плане (сок растений, слюна, кровь, семя, молоко, пот и т.п.). В частных случаях этот заем даже может производиться при процессе испарения воды, сжигании органических продуктов (смола, сушеные травы и т.п.).

В случае медиумического займа флюидов, астральная сущность, так сказать, фабрикует себе на время физические органы и приобретает на время же способность видеть, слышать, обонять и т.д. на наш лад.

Таким образом, при отсутствии медиумических начал, астральная сущность не может видеть, например, стол, а познает лишь астросом стола, т.е. формальное начало, положенное в основу этого сооружения; не может слышать произнесенных слов, а познает лишь формальные начала состава фразы и т.д.

Она, так сказать, просто:

1) учитывает количество энергии, затраченное на придание столу определенной формы, на произнесение упомянутой фразы и т.п.;

2) точно констатирует все преобразования энергии, происходящие при упомянутых процессах, порядок и точнейшую схему этих преобразований.

Вот принципы так называемого чисто астрального зрения, которые бы лучше было назвать астральным восприятием.

Теперь представьте себе астральную сущность, взирающую на воплощенного человека чисто астральным зрением. Она воспримет определенную схему энергетических проявлений.

Магия утверждает, что эта схема очень сходна со схемою астрального восприятия энергетических проявлений пентаграммы, изготовленной из семи металлов, а эта последняя мало отличается от схемы восприятия пентаграммы из чистого золота.

Некоторые авторы предлагают проявлять пентаграмму при помощи электрофорной машины в форме того, что курсы физики называют электрической иллюминацией.

Если стать на эту точку зрения, то выйдет, что пентаграмма обладает преимуществом не только создавать ассоциацию идеи проявления Свободной Воли, но еще дает иллюзию присутствия активного человека.

Это не только символ, но еще как бы пугало.

Чем активнее человек, чем тверже его воля, тем ближе схема ритуального освящения магом (т.е. надлежаще магнетизированной его флюидами) пентаграммы подходит к схеме его проявлений.

Вследствие этого мы будем позволять себе именовать пентаграммами все сущности, подошедшие у нас под категории 3 + 2 и 2 + 3.

Мы будем говорить про астральную борьбу двух человек, или про астральную борьбу человека с элементарием или эгрегором, что это - борьба двух пентаграмм. И, кстати, кратко сообщим сведения, касающиеся характера преимуществ той или иной стороны в этой борьбе.

Если борются в астрале две сущности, то в этой борьбе надо учитывать прежде всего их астральную силу (активность + восприимчивость).

При равных астральных способностях перевес будет иметь сторона, имеющая более твердую точку опоры в третьем (физическом) плане. Так маг, астральность которого на уровне астральности элементария, несомненно победит его, благодаря обладанию физическим телом.

Если бы мага умертвили в этот момент, то он был бы лишен этого преимущества, и силы были бы равные.

Вдали от планеты можно одолеть планетного духа, но вблизи планеты это невозможно, ибо его астросом имеет поддержку в ее физическом теле.

Попробуйте одолеть Духа Земли в магической церемонии, происходящей на ее поверхности!

А влияние Духа Сатурна или Духа Юпитера вы можете пересилить земной церемонией.

Маг сильнее в церемониальных применениях воли, когда его астросом опирается на физическое тело, чем во время т. наз. экстериоризаций, или выходов в астросоме, когда он сохраняет с телом лишь слабую связь.

Из двух магов одинакового астрального развития победит в борьбе тот, у кого сильнее нервная система в физическом теле.

Если и эти условия одинаковы, то тот, у кого больше жизненной силы в крови.

При равенстве запасов жизненной силы - тот, у кого органы в лучшем состоянии, и т.д.

Предыдущих разъяснений достаточно, чтобы оправдать значение, придаваемое магами пентаграмме, и не следует удивляться частым ее появлениям в магическом и масонском символизмах.

Пламенеющая Звезда, впервые появляющаяся в Товарищеской Ложе (я предполагаю слушателей, ознакомившимися с рекомендованными мною на прошлых лекциях источниками), есть пентаграмма с буквой G посредине.

Для Мастера эта буква означает God (Бог; англ.).

Для средних степеней - Gnosis (познание; греч.).

Для высших, т. наз. герметических степеней - Generatio (произвождение; лат.).

При истолковании пентаграммы в масонском символизме, где она встречается на клейнодах различных степеней, следует быть очень осторожным и не пугаться обратного ее положения (2 + 3). Это разложение здесь истолковывается не черномагически, а чисто метафизически с оттенком последовательности во времени.

Эту пентаграмму истолковывают так: "сначала у тебя будут бинеры (2); потом поучишься, вдумаешься, и они нейтрализуются третьими терминами; у тебя будут тернеры (3)".<19>

Даже в истолковании разложения 1 + 4 существуют разные точки зрения. Не всегда 4 материально, а единица духовно-астральна. В Великом Искупительном Астральном Клише HeVauShinHeJod (Iehoshouha или Ieshua) буквы HeVauHeJod символизируют Волю Божества, Слово (Логос) как Орган этой Воли; символ Shin (Shin = 300 = 21-й аркан) означает механизм инволюции, материализации, т.е. Воплощения Этого Слова. В данном случае Пентаграмма представится так:

Великое Искупительное Астральное Клише   
Чертеж 17   

Верхняя ее вершина будет то Материальное Оружие, которым эта Воля оперирует в физическом плане.

Это Клише есть Наимогущественнейшая из пентаграмм всего астрального плана. Ей в ментальном плане соответствуют догматы Воплощения и Искупления (Розенкрейцерские Школы XVI - XVIII столетий).

Если в этом же символе вы HeVauHeJod будете истолковывать не как Божию Волю, а как слабое Ее отражение - волю отдельной человеческой личности, то символ HeVauShinHeJod сведется к обыкновенной человеческой пентаграмме.

Лекция VII

Продолжение Пятого Аркана

Как же создать в себе эту человеческую пентаграмму, эту астральную мощь?

Да, очевидно, неуклонной, в строгой системе проводимой, ментальной работой, астральной и физической тренировкой.

Но тут является небольшое осложнение. В ту пору, когда кто-нибудь из нас задается целью образовать в себе эту пентаграмму, ему приходится считаться не только с необходимостью породить в себе новые проявления, но и еще и с неудобствами, вытекающими из несовершенства прежнего его восприятия другими и самовосприятия.

Таким образом, задача воссоздания личности распадается на две области: 1) образование в себе сознательно-волевого человека, 2) правильное перевоспитание импульсивного человека, того, который действует во всех областях рефлекторно, отвечая на определенные восприятия шаблонно определенными манифестациями; того человека, который кричит от боли, бежит от опасности, отвечает ударами на удары, улыбкою на лесть и т.п.- Импульсивный человек должен быть воспитан так, чтобы он мог быть удобным орудием воли сознательного человека. В нем одни рефлексы надо усилить, а другие - подавить.

Эта лекция будет целиком посвящена задачам образования волевого человека.

Если мы в прямую пентаграмму впишем человеческую фигуру, то верхнему углу пентаграммы будут соответствовать центры, аналогично соответствующие области мышления и органам зрения (центральная часть лба над переносицей и глаза).

Поведем прежде всего речь о т. наз. процессе медитации - сознательного, произвольного мышления.

Медитация слагается из:

1) фильтрации чувственных восприятий соответственными органами;

2) фиксации идей (памятью);

3) уменья сопоставлять идеи.

Согласно этому можно указать следующие общие приемы, ведущие к облегчению медитации:

1) Избегать рефлекторных ответов на вопросы, диктуемых исключительно памятью без участия остальных элементов медитации;

2) Избегать споров (диспутов), сводящихся обыкновенно лишь к сопоставлению форм (диалектика), а не идей. Огромное большинство споров имеют исходной точкой или различное понимание какой-либо терминологии (в этом случае спор основан на недоразумении), или различие основных догматов миросозерцания (в этом случае спор бесцелен).

3) Упражняться в познавании невидимого в видимом, астросома и mens в физической оболочке объекта.

Недостаточно рассматривать контуры тела человеческого, желательно проникнуть в астральные соответствия его форм, в динамику проявлений астросома (аура) и даже в свойства ментальной монады личности.

Недостаточно рассматривать произведение искусства в его реализационных деталях, необходимо вникнуть в существо его формы и даже в его идею.

4) Всюду разыскивать натуральные аналогии наподобие того, как мы это делали при изучении 3-го аркана по отношению к человеческому телу, и эти аналогии истолковывать самым широким образом.

5) Не пренебрегать случаями познания гармонии и законченности в формах: посещать музеи, слушать хорошую музыку, вообще не чуждаться мира искусства.

Предыдущие замечания характеризуют процесс медитации слишком общим образом.

Для ясности желательно остановиться на частных проявлениях механизма медитации. Мы изучим т.наз. сосредоточение мысли (концентрацию).

Представьте себе, что мы добровольно ограничили область медитации определенным числом объектов - это будет называться концентрацией мысли на этих объектах.

Примеры - человек, пишущий статью, может концентрировать мысли на 3 объектах: идея статьи, слог и четкость почерка в рукописи, твердо решившись не допускать никаких посторонних мыслей при работе, не слышать посторонних шумов, не обращать внимание на состояние своего организма, на степень окружающего его комфорта, на течение времени и т.п.

Другой пример - вы концентрируете мысли на двух объектах - определенном лице и том образе или той идее, которую это лицо желает вам передать, устраняя, опять-таки, все остальное.

3-й пример - вы концентрируете мысль на одном объекте, скажем, хоть на вопросе о том, сколько лет определенному лицу.

4-й пример - вы стараетесь сконцентрировать мысль на полном отсутствии какого бы то ни было объекта - это будет т. наз. пассивная концентрация, в противоположность предыдущим примерам, в которых имела место концентрация активная.

Мне желательно ознакомить вас вкратце с приемами тренировки в областях активной и пассивной концентраций.

Думайте о каком-нибудь органе, о какой-нибудь части вашего тела, сосредоточившись на вопросе о ее гармоническом состоянии. Это будет не только хорошим упражнением в концентрации, но еще может оказаться полезным при устранении болезненного состояния этого органа, дисгармонии или ослаблении его функций.

Попробуйте в вашу медитацию ввести желание или представление дисгармонии того же органа; вы получите противоположный результат (сюда относится образование т. наз. стигматов у лиц, сосредоточивающихся на идее поражения той или другой части тела, напр. у мистиков-экстатиков, посвящающих всю Страстную Седмицу помыслам о ранениях Распятого Христа).

Лицам очень импульсивным рекомендуют сосредоточиваться на произвольном объекте, хотя бы малой важности, задаваясь при этом задачей господства над мускульными сокращениями рефлекторного типа (не поворачивать головы при шуме и т.п.). Этот второй тип упражнений носит общеподготовительный характер.

Третьим, весьма важным типом упражнения в концентрации мы склонны поставить рекомендуемый всеми учебниками прием совершения путешествия в воображении. Вы или вспоминаете во всех деталях действительно совершенное путешествие, или вымышляете таковое в частях или в целом, наглядно переживая мельчайшие детали совершаемых движений и воспринимаемых впечатлений, абсолютно отрываясь от реальной обстановки вашего пребывания и заканчивая упражнение в 20 - 30 минут по звонку будильника.

4-м типом упражнений поставлю концентрацию мысли на рассматривании деталей строения реального предмета, находящегося в вашем распоряжении + проникновение в формальные основы строения и происхождения предмета + идею его назначения (до 30 минут).

5) Хорошо упражняться в отчетливом представлении отсутствующего предмета и затем сравнивать детали представления с деталями реальности предмета (30 минут).

6) Если предыдущие упражнения вам хорошо удавались, то попробуйте породить воображением будущую форму несуществующего или не виденного вами предмета, и от этой общей формы переходить к формам деталей, проверяя точность и закономерность своего творчества обратным восхождением от деталей к ансамблю и к соответствию его идее (до 40 минут).

7) После этой стадии упражняйтесь в быстром и отчетливом переходе от активного сосредоточения на одном объекте к таковому же на другом. Уменье делать это по произволу будет свидетельствовать о значительной силе сосредоточения упражняющегося. Конечно, чем неудобнее и беспокойнее обстановка упражнения, тем ценнее удача в таковом.

Перехожу к типам упражнения в пассивном сосредоточении. Таковое многими считается труднее достижимым, нежели активное. Благоприятной обстановкой для первых опытов считаются: темнота, отсутствие всего, могущего отвлечь внимание, лежачее положение, ослабление процесса дыхания, закрывание глаз, ушей и т.п. При этих условиях пробуют сосредоточиться активно на очень симметричной форме, напр. на круге или диске определенных размеров, неподвижном или вращающемся на бесконечном фоне. Цвета круга и фона - по желанию. Затем сокращают размеры круга до точки. Наконец усилием воли устраняют и точку. Остается представление об одном фоне, и это условно уже именуется достижением пассивного сосредоточения в области астральных восприятий. Конечно, при дальнейших упражнениях желательно уничтожение самого фона, т.е. полное отсутствие добровольных представлений во всех областях.

В этом состоянии пассивности внешняя причина (например, чужая воля) может внести в эту пустоту то или другое определенное восприятие (идею, геометрическую форму, иллюзию звукового впечатления, иллюзию осязания, вкуса или обоняния), и вы будете уверены, что восприятие исходит из внешних активных центров, а не должно быть отнесено к работе собственного воображения.

Можно варьировать до бесконечности формы подготовительного упражнения, и приведенная схема дана лишь как пример. Упражнение в пассивном сосредоточении должно продолжаться не более 10 минут, а в самом начале упражнений - от 3 до 5 минут.

Я уже сказал, что активное и пассивное сосредоточения суть для оккультиста типичные формы медитации.

Дадим понятие о некоторых формах их применения.

Наиболее характерная форма сосредоточения с практическою целью - это активное сосредоточение на каком-либо вопросе, а вслед за тем - пассивное сосредоточение.

Это пассивное сосредоточение служит почвою для взращивания ответа на вопрос, составлявший мотив активного сосредоточения.

Здесь следует различать 3 случая: 1) вопрос поставлен так, что ответ охватывает лишь ментальную область: мы, например, не можем догадаться, какая цель ассоциированных логически идей приводит к решению философского, математического и т.п. вопроса; нам, так сказать, не достает нескольких звеньев в логическом выводе по недостатку памяти или по неуверенности в способе применения выбранного метода. В этом случае активное сосредоточение сводится к ясному представлению тех звеньев логической цепи, которыми мы обладаем, плюс искреннее желание добыть остальные медитацией.

Пассивное сосредоточение после этого проходит как простой отдых от активного. Но после этого отдыха нам вдруг ясно восполняются пробелы в цепи трудно объяснимым процессом т. наз. интеллектуального ясновидения (vision intellectuelle).

2) Пусть вопрос характера астрального. Я этим хочу сказать, что ответ на него дается формой, геометрической или музыкальной (акустической). Тогда, чаще всего, ответ получается в течение самого процесса пассивного сосредоточения, в виде образа на упомянутом воображаемом темном экране или в виде звуковой иллюзии.

3) Вопрос физического характера. Этой условной терминологией я хочу отметить, что ответ на него должен получиться в виде иллюзии осязания, обоняния или вкуса. Тогда, чаще всего, ответ получается или в течение самого процесса активного сосредоточения, или на границе перехода к пассивному, которое, таким образом, не нуждается в осуществлении. Вы хотите вспомнить запах духов, соответствующих определенному названию, или вкус какого-нибудь пищевого продукта, или впечатление поверхности какой-нибудь ткани - все эти случаи я отношу к третьей категории.

Как видите, терминология - ментальный, астральный, физический - взята здесь довольно произвольно, исключительно по привычке рождать аналогичные тернеры.

Среди частных применений этой методы укажем на т. н. психометрию в бодрственном состоянии (есть еще психометрия медиумическая и сомнамбулическая).

Этот род упражнений современная оккультная наука характеризует как проявление т.н. шестого (одического, астрального) чувства, названного нами в предыдущем астральным восприятием, а потому все авторитеты единогласно рекомендуют лицам, упражняющимся в психометрии, сокращать во время сеансов до крайнего минимума восприимчивость органов пяти физических чувств.

По-нашему выходит, что дается просто указание на важность для психометра умения пассивно сосредоточиваться.

Самый процесс обставляется следующим образом: психометр перед сеансом активно сосредоточивается на желании общения своего астросома с астросомами целого ряда предметов. Затем он берет по очереди эти предметы, прикладывает ко лбу (деятельность центральных одических мест головного мозга), или к сердцу, или солнечному сплетению (plexus solaris); выбор места зависит от темперамента субъекта и эмпирических данных. При этом он каждый раз погружается в пассивную концентрацию, в течение которой может получить оптические (неокрашенные или окрашенные), реже - акустические, еще реже - осязательные иллюзии, относящиеся к истории формации предмета, к истории его существования, к истории лиц и предметов, находящихся с данным предметом в астральном общении, и т.п.

Таким образом, психометру представляется мастерская, в которой был изготовлен конверт, прижимаемый им ко лбу, или содержание письма, в нем заключенного, или черты характера лица, написавшего письмо, или события из жизни этого лица; часто - черты автора письма; иногда, в виде курьеза, обстановка конторы, в которой письмо штемпелевали, и т.д., и т.д.

Если предмет был древней монетой, то часто получаются интересные исторические клише; обломок руды, раковина, окаменелость могут дать даже геологические клише.

Продолжительность пассивной концентрации над каждым предметом, вообще говоря, должна быть около 5 минут; но если предмет начнет давать более одного клише, то ее можно продолжать до 20 или даже до 30 минут ради крупного научного интереса, связанного с созерцанием целого ряда клише, часто располагающихся в обратном хронологическом порядке.

Вопрос о выборе первоначальных упражнений лицом не сенситивным от природы, но желающим развить в себе психометрические способности, решается каждым по своему усмотрению, хотя, вообще говоря, рекомендуется начинать с упражнений, в которых предмет должен дать ответ в одной из нескольких, наперед задуманных форм. Например, у вас 7 закрытых писем, заведомо принадлежащих перу определенных 7 лиц. Определите психометрически - какое от какого.

У вас 4 мешочка с 4 сортами непахучих минералов; различите психометрически эти минералы.

Примерные схемы таких упражнений, вместе с рассказами о типичных исторических случаях особенно удачных психометрических опытов, можно найти в 12-й главе сочинения Брандлер-Прахта, озаглавленного "Оккультизм" (русск. пер. Максимова), а также в статье Е. К. Лосской (журн. "Изида", июль 1910 г.).

К психометрическим опытам следует отнести и т.н. сенситивный диагноз внутренних болезней, практикуемый очень сенситивными лицами, обладающими притом достаточно широким наружным слуховым проходом. Обыкновенно эти лица предлагают пациенту погрузить мизинец в их ухо и через несколько минут дают подробные указания о состоянии его внутренних органов.

Так называемое смотрение аур, т.е. астральных эманаций лиц и предметов, с определением их цветов, размеров цветных слоев и т.п., тоже представляет собою приложение схемы короткого активного сосредоточения на желании видеть ауру, и более продолжительного пассивного, в течение которого эта аура воспринимается.

Ауру многие видят не закрывая глаз, причем уменье распознавать грубейший ее слой, пожалуй, следует отнести к простому усовершенствованию физического зрения - уменью сосредоточиться на рассматривании определенной области. Все же чаще все части ауры рассматривают закрывая глаза, т.е. просто воспринимают шестым чувством.

Но, с точки зрения оккультизма, важнейшим применением концентрации в упомянутой схеме будет сознательная молитва.

В процессе молитвы активное сосредоточение простирается на объекты различных планов и подпланов, в зависимости от развития молящегося и содержания молитвы.

За ним следует пассивное сосредоточение, определяющее степень удовлетворенности молящегося собственной молитвой и характер и степень Высших Инфлуксов (влияний, токов), им приобретенных.

Мне остается дать короткие указания на процессы т.н. самовнушения и т.н. созидания идей-сил (creation de pensees-forces или creation d'idees-forces).

Я опишу процесс самовнушения в простейшей его схеме, принятой многими немецкими школами, с тем, чтобы в 10-м аркане подробнее развить теорию самовнушения и внести в схему соответственные дополнения.

Для самовнушения выбирают моменты т.н. recueillement; они естественно имеют место, когда мы в постели сознаем себя, не считая себя, однако, бодрствующими, или, еще лучше, когда, при засыпании, уже утратили способность ясно сознавать окружающую обстановку, еще владея мыслями и жестами.

В этих условиях надлежит построить самовнушение по схеме тернера - mens, астрал, физический план.

Вы, положим, хотите себе внушить апломб и отсутствие рассеянности на завтрашнем экзамене. Самое возникновение этой идеи и обусловит mens самовнушения. Теперь этот mens облечется астралем по следующей схеме - вы планируете фразу: "Я бодр, непринужден, свободно обдумываю вопросы экзаменатора и отвечаю на них без всякой застенчивости и суетливости".

Продумав ее один раз, вы раза два повторяете ее шепотом, не открывая глаз, потом раза четыре, в четверть голоса, еще раза два вполголоса и при этих операциях ясно представляете себе геометрическую картину внушения, т.е. непринужденность вашей позы перед экзаменатором и всю обстановку (реальную или вымышленную) экзаменационного зала, экзаменаторов и т.п.

Помимо геометрической картины вы должны пережить и эмоциональную картину желаемого состояния. Вы должны настроить себя на ту радость и довольство собой, которые естественно обуслов<->ливаются сознанием апломба, ведущего к удаче, и удовлетворенности самолюбия, вытекающего из таковой. Теперь у вас имеются все астральные элементы, даже с небольшим захватом физического плана (звуковые колебания вашего полушепота). Тем не менее вы постараетесь представить физический план более интенсивно громким произношением вашей фразы (раза 2), открыв при этом глаза и сопровождая все жестами, привычными для вас в состоянии апломба и непринужденной, но сдержанной радости. Тогда цикл внушений закончен.

Обратите внимание на два обстоятельства: 1) все фразы, картины и т.п. должны быть отнесены к настоящему времени (см. 3-й арк.); 2) самовнушение менее всякого другого типа внушения требует веры оператора в удачный результат его. Когда вы внушаете что-либо другому, очень важно не сомневаться в удаче. При процессе самовнушения можно добросовестно проделать все мною указанное без всякого доверия к методу и тем не менее достичь хороших результатов.

Это объясняется тем, что наша воля удобнее прилагается к владению собственным астралом, чем чужим.

Самовнушение по этому методу удобно прилагается к устранению тех или других болезненных симптомов, к уничтожению дурных привычек, общему укреплению организма, совершенствованию памяти и т.п.

Порождение идей-сил совершается по следующей схеме: вы задумываете создать сущность (астральную), имеющую воздействовать на вас самих или на другого в определенном смысле. Ну, например, в смысле такого желания: "хочу, чтобы дядя NN сделался менее раздражителен". Эта идея (даже не формулированная словами) будет mens сущности. Чтобы создать ей астрал, вы сокращаете судорожно все мускулы конечностей, не сдвигаясь с места и пребывая в стоячем положении; потом вы сосредоточиваетесь на мысли о предоставлении в распоряжение упомянутой сущности всей энергии ваших мускулов; одновременно с этим вы ослабляете мускулы до состояния дряблости. Запасенная, но неиспользованная на механическую работу энергия значительной частью поступит в распоряжение волютивной сущности, т.е. сформирует ее астросом. Можете облегчить формацию тонкой физической оболочки этой сущности, поставив вблизи стакан парного молока, меду или свежевыпущенной крови; жизненная сила (джива) этих продуктов сыграет роль медиумического начала.

От вопроса о медитации естественно перейти к области, также относящейся к верхней вершине пентаграммы, а именно, к энергетическим (флюидическим, одическим, магнетическим) эманациям взгляда. Я коснусь этого предмета лишь бегло, ввиду необходимости вторичной переработки в десятом аркане всего, что я скажу здесь о глазах, руках и ногах.

Элементарная форма астрального применения взгляда - т.н. центральный взгляд, т.е. фиксация обоим глазами средней части лба над переносицей у того субъекта, над которым мы экспериментируем.

Такая фиксация, соединенная с активным сосредоточением на определенном желании в определенной форме, при полном представлении тех движений, которые пациент должен проделать, или тех эмоций, которые он должен испытать, или, наконец, при полном сознании тех мыслей, которые должны ему придти в голову, может побудить последнего к реализации ваших желаний, если только он сам в это время не сосредоточился активно на небольшом числе объектов.

Кроме центрального взгляда в лоб, употребляется еще центральный взгляд в затылок, а также в промежуток между лопатками (места, на которые направляется центральный взгляд, не должны быть прикрыты изоляторами - шелком, шерстью, мехом и т.п.).

Расстояние, на котором успешно действует центральный взгляд на не особенно сенситивного человека, будет - для лба - до 50 шагов; для спины и затылка - до 4-5 шагов.

Кроме центрального взгляда, необходимо владеть взглядом в глаза другому, на тот случай, если бы понадобилось противодействовать пентаграмме, фиксирующей нас центральным взглядом.

В борьбе двух пентаграмм, фиксирующих друг друга в глаза, факторами, определяющими победу, будут следующие атрибуты, расположенные в порядке их значения: мистическая власть, астральная власть, нервная сила, жизненная сила крови, функциональное и органическое здоровье тела.

Если есть надобность не бороться с чужим центральным взглядом, а поддаваться ему, то следует опустить глаза и сосредоточиться пассивно. Лучше всего центральный взгляд действует на спящего или загипнотизированного человека.

В технике центрального взгляда следует прежде всего заботиться о правильности сведения оптических осей на точку, а затем о выносливости взгляда (отсутствие моргания, слезливости, воспаления век и т.п.). Для устранения слабости век и вообще наружных оболочек органов зрения рекомендуются окулистами глазные ванны, души, примачивание водными настоями различных трав и т.п. Что же касается самого процесса фиксации, то людям, не владеющим от природы устойчивым центральным взглядом, рекомендуется упражняться в таковом сначала на черной точке, величиною с гривенник, помещенный на стене на высоте глаз наблюдателя в трех-четырех метрах от такового.

Сначала надо взирать на эту точку в направлении, перпендикулярном к стене. По укреплении в этом упражнении отходить и смотреть на нее под углом к стене, а в следующей стадии - упражняться в передвижении по комнате, не спуская глаз с точки, а также учиться быстро переводить центральный взгляд с одной точки на другую, не ослабляя его интенсивности.

После этих упражнений учебники рекомендуют практику центрального взгляда на собственном изображении в зеркале с присоединением точно такого же упражнения на глядение в глаза тому же изображению.

Продолжительность упражнения в центральном взгляде не подлежит ограничению и зависит от природных или выработанных способностей субъекта.

Центральный взгляд на лицо должен держать в поле зрения наблюдателя все подробности физиономии пациента без перемещения зрительных осей. Сосредоточение при центральном взгляде по возможности должно быть сопряжено с уверенностью в выполнении желания и с отсутствием аффектов беспокойства, боязни и т.п.

Перехожу к магнетизму рук.

Классические авторы по магнетизму, а также показания сенситивов, видящих флюидические эманации конечностей в виде цветовых пучков (в темноте), утверждают, что правая рука мужчины в состоянии нормальной поляризации флюидов эманирует положительный магнетизм, т.е. энергию, могущую, при небольшом расстоянии между рукой и буссолью склонения, оказать отталкивающее воздействие на тот полюс магнитной стрелки, который мы называем северным, т.е. обращенный приблизительно к северу.

Следовательно, если считать северный магнетизм положительным, то можно утверждать, что правая рука эманирует "+" магнетизма (при вышеупомянутых ограничениях). Подобно этому левая рука мужчины, вообще говоря, должна эманировать "-".

У женщины нормальная поляризация флюидов должна быть противоположной мужской.

Для проверки этих законов и для суждений о степени интенсивности и правильности поляризаций у отдельных лиц существуют приборы, именуемые магнитометрами. Астатическая стрелка подвешивается как гальваноскоп; конец указной стрелки ходит по лимбу для отсчета градусов в отклонении.<20-21>

Мы в этом аркане не будем говорить о лечебных и иных применениях магнетизма конечностей и только укажем, что нормальная поляризация левой ноги однородна с поляризацией правой руки (и обратно), а также, что ножными запасами магнетизма пользуются иначе, чем ручными. Прекращая усилием воли отрицательные эманации, скажем, правой ноги, я могу экономический запас таковых поставить в распоряжение ну хоть левой руки, и этим усилить показание магнитометра об этой руке.

Из вышесказанного вытекает, что нормальная схема мужской пентаграммы, представленной нормально на чертеже (я нормальному изображению противопоставляю зеркальное, часто употребляемое в оккультизме), будет определяться чертежом 21, а женской пентаграммы - чертежом 20.

Женская пентаграмма   Мужская пенторграмма
Чертеж 20    Чертеж 21

Отступления от нормальной поляризации бывают постоянные (есть женщины с мужской поляризацией и обратно), или временные, определяемые душевным состоянием, физическим самочувствием и, наконец, даже сознательным усилием воли. При этом не мешает заметить, что слабая пентаграмма перемагничивается под влиянием близости или прикосновения (пассы, наложение рук и т.п.) сильной, подобно тому, как слабый магнит перемагничивается, попадая в поле индукции сильного.

Заканчивая сегодняшнюю лекцию о тренировке сознательного человека, обращу ваше внимание на то, что помимо медитации, играющей для него роль приема духовной пищи, в его распоряжении еще имеется и приправа к этой пище в форме сильного возбуждающего средства.

Возбуждающим средством для сознательного человека служит Любовь во всех формах ее проявления.

Как физическая любовь расширяет круг эгоизма полудикаря, преобразуя личный эгоизм в семейный, так и соседские чувства семей, переводящие семейный эгоизм в племенной, а потом и в национальный, именуемый патриотизмом; как ментальное сродство и притяжение метафизических натур или астральное сродство артистических, соединяющее их в кружки и школы,- так и Высокая Универсальная Любовь ко всему живому, ко всему проявляющемуся в Архетипе, Человечестве и Природе, служат мощным побудителем или укротителем процесса плодотворной, эволютивной, искупительной медитации, представляющейся главным орудием наших Герметических Реализаций.

Лекция VIII

Продолжение Пятого Аркана

Воплощенный человек может условно быть рассматриваем как совокупность 3 элементов. Первым элементом будет сознательный, волевой человек, способный к медитации и вообще к тому, что мы называем творчеством. Вторым элементом окажется импульсивный человек, способный на рефлексы и в необработанном состоянии неизменно шаблонно проявляющий таковые. Третьим элементом представится та машина (человеческое тело), которая предоставлена в распоряжение двух первых элементов.

Задача изучения этой машины относится к области анатомии и физиологии с их многочисленными подотделами. Из этой области я вам напомню лишь об аналогичном тернере: голова - грудь - живот, и о том факте, что качество и количество нервных флюидов зависит от качества и количества жизненной силы крови, а эта сила в прямой зависимости от питательных соков, выработанных процессом пищеварения.

Займемся поскорее импульсивным человеком и его отношениями к сознательному.

Импульсивный человек по существу его определения пассивен - он реагирует на внешние впечатления по определенным неизменным законам. В силу основных арканов он тройственен: в нем есть чувствующий человек, живущий инстинктами, имеющий потребности; в нем есть чувственный человек, обладающий страстями, живущий смутно выраженными желаниями (не смешивать с сознательными хотениями); наконец, в импульсивном человеке найдется и интеллектуальный, живущий рассудком, проявляющий себя автоматическим расчетом.

Роль сознательного человека - умерять, погашать рефлексы импульсивного, и даже иногда обращать их в сторону, противоположную первоначальной.

Низший импульсивный человек рефлекторно отдернет с преувеличенной быстротой руку от горячего предмета.

Сознательный человек может удержать это проявление и даже, при надобности, сыграть роль Муция Сцеволы.

Средний импульсивный человек ответит улыбкой на лесть, но сознательный человек может ожидаемую улыбку сдержать или даже переродить в гримасу.

Интеллектуальный импульсивный человек в ответ на юридический вопрос шаблонно применит недавно отмененную статью закона или неполно анализированное, часто встречающееся применение; сознательный человек напомнит ему вовремя замену статьи новою, или неуместность известного применения в той частной исключительной формулировке, которая имела место.

Импульсивно-интеллектуальный человек - преопасная фаза человеческих проявлений,- он апостол рутины, он враг новых гипотез, он патрон тех школьников, которые автоматически применяют привычные методы и формулировки к объектам, на которые таковые не распространяются.

Все три фазы импульсивного человека могут породить в нем эксцессы - пороки в соответственных областях, если этому вовремя не воспротивится сознательный человек.

Низшая фаза порождает ряд пороков материального характера, из которых типичнейшим является пьянство.

Средняя фаза - другой ряд пороков, представителем которых служит разврат - мы разумеем астральный разврат, размножающий путем воображения формы страстных проявлений.

Наконец - интеллектуальный импульсивный человек порождает пороки, основанные на автоматическом расчете. Прототипом этих пороков является игра.

Теперь ряд разрозненных вопросов, которые уместно затронуть здесь во избежание остановок при изложении дальнейших арканов.

Вопрос 1-й: может ли сознательный человек на время или перманентно утратить власть над человеческим телом?

Ответ: может в следующих случаях. 1) При отсутствии функций сознательного человека и наличии функций импульсивного (сон, летаргия и т.п.); 2) при порче нервной клетки органа чувства, двигательного центра, а также при разрыве нерва; 3) при расстройстве циркуляции или производства нервного флюида (то, что врачи называют функциональным расстройством нервной системы).

Все эти препятствия в частных случаях могут помешать сознательному человеку проявлять те элементы, которые являются результатами его доминирования над импульсивным, т.е. здравый смысл в области инстинктивной, гармонию - в анимической, и проницательность - в интеллектуальной.

Второй вопрос: какие могут быть уклонения от нормы в области человеческого воображения? Для ответа на этот вопрос отдадим себе отчет в том, что формы, порождаемые воображением, кроме характера нашего астросома зависят еще от двух влияний: 1) показаний органов чувств и 2) регулирующей логики нашего mens.

Если mens перестанет правильно воздействовать на процесс порождения форм, то воображение перерождается в т. наз. фантазию.

Если нервные посредники органов чувств ненормально реагируют на внешние впечатления или если их лжереакции проявляются без участия внешних объектов, то получаются т. н. галлюцинации.

Третий вопрос - как алкоголь влияет на человека в различных фазах опьянения?

Следует различать 3 фазы состояния человека после неумеренного приема алкоголя.

Первая фаза: человек только что выпил; алкоголь, всосавшись, увеличил динамизм крови. Нервные узлы и плексусы (сплетения узлов), служащие запасными магазинами нервной силы, щедрее раздают ее - получается возможность повышенной деятельности духа и повышенной же деятельности физической машины.

Вторая фаза - машина физического тела забирает в свое распоряжение больше нервных флюидов, нежели дух.

Импульсы уже не управляются сознанием и приобретают беспорядочный характер - шатание, неуместные жесты, слова и т.п.

Третья фаза - запас нервной силы в магазинах истощился: его надо возместить деятельностью астросома, который всецело должен заботиться об организме, ничего не уделяя сознанию из своей астральной энергии. Это - фаза глубокого сна мертвецки пьяного человека.

Четвертый вопрос: что такое гипноз с нашей условной точки зрения на подразделение человека?

В гипнотическом процессе гипнотизер грубо раздражает или переутомляет нервные центры, управляющие органами чувств, всецело отвлекает этим импульсивного человека от сознательного в пациенте, и на место сознательного человека в последнем ставит свою сознательность и волю, управляя за пациента проявлениями его импульсивной личности.

При этом толковании имеются в виду лишь методы получения т. наз. гипноза в тесном смысле слова, без всякого магнетического воздействия (об этом - позже), а лишь путем раздражения и утомления зрения блестящими предметами на темном фоне или вращающимися зеркалами, раздражения слуха путем удара в гонг или утомления его монотонно повторяющимися звуками, воздействия на пациента испугом и т.п.

Так как действие сознательного человека на импульсивного простирается не только на настоящие, но и на будущие моменты, то сказанное не исключает возможности делать гипнотические внушения на будущие поступки и ощущения.

Пятый вопрос: как понимать сумасшествие?

Здесь придется различить 2 типа сумасшествия: 1) от физических причин; 2) от причин астральных. Ведь по проявлениям сумасшествие вполне может уподобиться перманентному состоянию пьяного во второй фазе опьянения. В сумасшедшем перевешивают импульсы, и притом у каждого - импульсы определенного характера, т.е. относящиеся к деятельности определенных нервных центров.

Такие состояния, конечно, могут порождаться органическими или функциональными расстройствами нервной системы. Но возможно повышение деятельности определенных центров предпочтительно перед прочими, и в ущерб им, от чисто астральных причин. Астросом человека реализовал его тело и управляет им и его формальными проявлениями. Mens проявляется при посредстве астросома. Представьте себе, что к астросому присоединилась посторонняя астральная сущность и стала вместе с ним заправлять телом. Получится ненормальность в манифестациях астрального и физического планов, иногда препятствие или невозможность нормального проявления ментальности, вследствие парализации вторым астросомом части функций первого.

К астросому может присоединиться лярва, своя или чужая. Это даст случай лярвической прочной инкарнации, определяющей преобладание типичного для лярвы порока в сумасшедшем.

Лярва сначала будет вырабатывать в теле способность к практике порока; а потом, по истощении ресурсов тела по этой части, будет, в большинстве случаев, стремиться разрушить тело, с которым она связана продолжительностью пребывания в нем. Смерть тела освободит ее, даст ей возможность отделиться от астросома и воплотиться в другое тело для утилизации его ресурсов.

Может в тело инкарнироваться элементарий дурного типа и бороться с астросомом человека, определяя альтернативы периодов сумасшествия и периодов просветления.

Но когда все это возможно?

Когда человек бывает достаточно пассивен, не занят своим телом настолько, чтобы суметь защитить его от вторжения посторонней астральности.

Лярва легко вторгается не только в спящего человека, но и в человека, обескураженного неудачами жизни, не видящего в ней цели, и даже в человека активно-сосредоточенного на пороке, характеризующем эту лярву.

Элементарий воплощается довольно легко в тело человека, экстериоризовавшего свой астросом сознательно или бессознательно.

Бессознательно мы экстериоризуемся чаще, чем вы думаете. Испуг, внезапное горе, безвыходное положение, все то, что заставляет на миг возненавидеть жизнь физического плана, облегчает тем самым процесс экстериоризации. Внезапная радость может вызвать тот же эффект по другим причинам. В момент такой радости душа человека настолько проникнута благодарностью астральным началам, породившим благоприятную реализацию, что невольно устремляется к этим началам и также может экстериоризоваться.

Иногда экстериоризовавшемуся астросому удается вернуться в тело и изгнать непрошеного гостя (временное умопомешательство); иногда ему вернуться не удается; в теле оперирует вселившаяся сущность (перманентное умопомешательство или, в лучшем случае, перемена характера личности на несоответствующий его телу и потому губящий это тело); наконец, возможен случай возвращения в тело при бессилии изгнать посторонный астросом; получается процесс совместного жительства двух астросомов в одном теле при наличности постоянной между ними борьбы (перемежающееся сумасшествие).

Ответив на вышезаданные вопросы, продолжим наше изложение указанием режимов импульсивного человека в его трех фазах, наиболее облегчающих его поступление в распоряжение сознательного и реализацию эволютивных планов последнего.

Режимы импульсивного человека, естественно, представятся в трех разветвлениях на режимы отдельных его фаз.

Рассмотрим прежде всего режим инстинктивного импульсивного человека. Здесь наибольшее внимание следует обратить на вопрос пищевого режима.

Прежде всего следует отметить нормальную роль процесса воздержания от пищи. Временное воздержание от пищи, доставляя отдых органам пищеварения, тем самым ставит в распоряжение высших органов некоторую экономию нервных флюидов, определяющую возможность повышения духовной деятельности. Избыток пищи производит обратное действие - он предрасполагает человека к духовной косности.

Конечно, слишком продолжительное воздержание от пищи дурно отзывается на самом организме.

Что касается времени принятия пищи, то его, согласно вышесказанному, следует ставить в зависимость от характера последующих и предыдущих занятий.

О роде пищи можно сказать, что постоянный вегетарианский режим уместен лишь в странах тропических и околотропических. В умеренном поясе он практикуется магами лишь как подготовление к операциям, требующим известного затишья в функциях анимических центров без крайнего сокращения деятельности центров инстинктивных (растительная пища поддерживает инстинктивность, а животная - анимичность; в тропических странах последняя в достаточной мере астрально поддерживается обилием солнечных эманаций).

Вегетарианский режим в обыкновенной его форме простирается у магов на периоды до 40 дней; строгий вегетарианский режим (фрукты и овощи, сваренные на воде без соли) - не более, чем на 7 дней.

Необходимость приема животной пищи не исключает осторожности при ее употреблении. Мясо часто содержит дурной астрал, т.е. оно часто флюидически связано с фантомом (низшая часть астросома, управляющая после физической смерти сущности функциями разложения и вообще возвращения природе его физического тела) раздраженного, напуганного, мстительно настроенного животного. Во избежание инкарнации этого дурного астрала следует перед приемом животной пищи мысленно произносить какой-нибудь сетрам, для укрепления своей воли в самозащите, или мантрам, для изгнания дурного астрала из пищи.

Так наз. вопрос о сентиментальном вегетарианстве вовсе не существует, ибо принцип вампиризма есть основной закон формации сущностей и осуществляется не только при безубойном питании, но даже при процессе дыхания.

Что же касается попыток достигнуть самосовершенства путем аскетизма в чем бы то ни было, ссылаясь на то, что Великие Учителя были аскетами, то на них следует возразить, что если человек на высокой степени совершенства, посвящая себя почти всецело духовной работе, берет от физического плана лишь горсть риса в день, то обратный тезис далеко не столь же справедлив, и воздержанием, не соответствующим степени погруженности субъекта в медитацию, последний никакой пользы себе не принесет.

Анахорет, погруженный в созерцание, обходится без фосфора, но профессор или проповедник, аргументирующие с кафедры, читающие и пишущие книги, нуждаются в таковом.

Закончим описание режима инстинктивного человека указанием на то, что кроме пищи ему подчас нужны т.н. возбуждающие средства.

Одна пища хороша для тех, кто не осужден на периодические быстрые расходы нервной энергии; кому это необходимо, тот должен прибегать к возбудителям, динамизирующим кровь и облегчающим заем энергии у узлов и плексусов.

Материальными возбуждающими средствами служат - кофе, чай, алкоголь, гашиш, опий, морфий и т.п.

Кофе и чай представляют из себя типичный бинер: кофе соответствует отрицательному полюсу бинера - он особенно усиливает восприимчивость. Фазы действия кофе следующие: он сначала облегчает пищеварение, занимая флюиды для этого процесса, а через 2-3 часа облегчает вторичный заем в пользу сферы интеллектуальной восприимчивости; реакция кофе - упадок восприимчивости - наступает часов через 5 после приема; чай - положительный полюс бинера - замедляет пищеварение и на время этого замедления помогает реализации в интеллектуальной области за счет нервной энергии, не использованной на пищеварение; реакция чая - продолжительное отвлечение флюидов от интеллектуальной сферы для исправления задержек в пищеварении; бессонница от крепкого чая не есть реакция, а фаза его действия - хочется думать, а не спать; реакция наступает позже. Упомянутый бинер красиво нейтрализуется алкоголем, при коротком, но сильном действии его в смысле повышения как восприимчивости, так и активности; его надо принимать перед моментами, в которые придется проявить быстроту понимания и находчивость в репликах, и отнюдь не повторять приемов; о реакции нами сказано выше.

Все вышеизложенное справедливо лишь для человека, не обратившего в привычку употребление перечисленных возбудителей.

Опий и морфий притупляют чувствительность в показаниях нервных центров о расходовании флюидов и тем дают иллюзию неутомимости; то же можно сказать о кокаине. Гашиш менее изучен - он главным образом позволяет меньше сознавать связь астрала с телом и часто дает иллюзию экстериоризации астросома, тогда как опий и морфий способствуют действительной экстериоризации.

Обо всем этом, а равно и о роли серного эфира, будет говориться впоследствии.

Переходим к режиму анимического человека. Аналогией питания здесь будет процесс дыхания; возбуждающими средствами будут служить ароматы.

Дыхательные упражнения оккультистов преследуют 3 цели: 1) правильность процесса окисления крови, обновляющего запас жизненной силы; 2) нормировку ритма дыхания человеческой волей и вытекающую отсюда власть над функциями сердца; 3) устранение излишней потери углекислоты.

Первое достигается плавным выдыханием и достаточною задержкою дыхания; третье - отчасти задержкою же, отчасти медленным выдыханием; второе - управлением совокупностью фаз дыхательного процесса.

Мы дадим короткую схему первоначальных упражнений по части дыхания.

Человек с необремененным желудком принимает почти горизонтальное положение (голова и плечи несколько выше остального тела) с вытянутыми вдоль туловища руками и вытянутыми же ногами; мускулы в дряблом состоянии; помещение хорошо проветренное, но отнюдь не холодное; отсутствие всяких забот, беспокойств и полная уверенность в том, что никто не отвлечет упражняющегося от его занятий (нарушение последнего правила может фатально отразиться на судьбе лиц, прерывающих упражнение, и на самом субъекте).

При этих условиях человек закрывает рот и возможно медленнее, но вполне непринужденно вдыхает воздух через обе ноздри вплоть до состояния неболезненного вздутия грудной клетки и живота: это - фаза вдыхания. Затем следует фаза задержки воздуха, после чего наступает фаза медленного выдыхания через обе ноздри. Выдохнув весь воздух, упражняющийся делает короткую паузу между концом выдыхания и началом следующего вдыхания. Это будет фаза прекращения деятельности дыхательных органов.

Теоретически было бы желательно иметь первые три фазы равными по продолжительности и притом возможно длиннее. На практике выходит несколько иначе. Фаза вдыхания своею относительною продолжительностью характеризует умение вампиризировать окружающую среду. Фаза задержки - умение ассимилировать захваченные элементы; фаза выдыхания - умение распоряжаться запасом приобретенных сил и способностей; фаза прекращения - способность к пассивному сосредоточению (которое у мага не должно быть слишком продолжительно).

Оттого-то при вдыхании рекомендуется активно сосредоточиваться на усвоении каких-нибудь сил, способностей и т.п.; при задержке - на идее ассимиляции тех же способностей, так сказать на идее их личной переработки; при выдыхании - на идее разумного их применения; конечная пауза посвящается пассивному сосредоточению.

Абсолютная и относительная продолжительности фаз, как мы сказали, определяются типичными свойствами астросома дышащего субъекта, но можно указать приблизительно продолжительность этих фаз для среднего человека.

В начале упражнений - 10 секунд на каждую активную фазу и секунды 2 - на четвертую, пассивную.

Через несколько месяцев упражнений - по 25 секунд на активные фазы и секунды 3 - на пассивную.

Упражняться рекомендуется два или три раза в день, причем в начале курса упражнения пятиминутные, а к концу его доходят до 25 минут каждый раз.

Описанная метода упражнений часто именуется западной. Ее многие признают опасной по той причине, что, не соединенная с активной медитацией положительного (эволютивного) направления, она часто приводит к поглощению дурных начал среды (т.е. элементов, дающих силу на дурные и эгоистические манифестации чувственного или идейного характера). Вот почему многие оккультисты видоизменяют ее на т. наз. восточный лад, предлагая в тех же обстановочных условиях производить дыхательные упражнения следующим образом.

Воздух втягивают первоначально одной левой ноздрей, прижимая крыло правой ноздри большим пальцем правой руки. Затем, в период задержки дыхания, зажимают крылья ноздрей обоими большими пальцами; выдыхают через правую ноздрю, оставляя левую ноздрю зажатой; после короткой паузы втягивают воздух правой же ноздрей, опять задерживают воздух при зажатых ноздрях, выдыхают левой, втягивают, левой держат, выдыхают правой и т.д.

Этот метод очень пригоден, как временный, даже для лиц, придерживающихся первого метода, ибо очень удобен при насморке, не всегда допускающем применение первого метода.

Кстати сказать, начатый курс дыхательных упражнений не прерывают ни при насморке, ни при ларингите, ни даже при легком бронхите. При глубоком бронхите и при воспалении легких упражнения немыслимы, при горячечных заболевания - затруднительны.

Раз мы заговорили о дыхательных упражнениях, неудобно не упомянуть об упражнении солнечного плексуса (т.н. массаж плексуса), сводящемся к альтернативе давлений на диафрагму с той и другой ее стороны.

К этому упражнению следует относиться с большой осторожностью, выполнять его аккуратно, без торопливости, и никогда не предпринимать его при дурном самочувствии или неуравновешенном состоянии духа.

Телу придают то же положение, что и при дыхательных упражнениях, но, втянувши воздух (непременно через обе ноздри), достигают вздутия лишь грудной клетки (живот остается не надутым); затем, отнюдь не выдыхая воздуха, усилиями одних лишь мускулов грудной клетки достигают плавного сокращения ее объема при одновременном медленном вздутии живота. Затем, работая только мускулами живота, опускают живот и этим вызывают вздутие груди; потом опускают грудь и т.д. После пяти или шести последовательных двойных фаз вздутия груди и живота останавливаются на фазе вздутия груди и медленно выпускают воздух через ноздри. Весь этот процесс я назову одним циклом упражнения плексуса.

Таких циклов надо провести штук пять, и тогда упражнение закончено.

Больше одного упражнения плексуса в сутки проделывать не советую. Начинать их следует по приобретении некоторой опытности в простом дыхании, ибо подъем или спуск груди или живота продолжается около трех секунд; следовательно, цикл упражнения, более полуминуты, что требует умения задерживать воздух в течение этого времени. Все упражнение будет длиться около 3 с половиной - 4 минут.

Вначале можно ограничиваться 2-3 циклами и даже делать паузу между циклами (1-2 минуты), заполняя их обычными дыхательными упражнениями.

Если через несколько часов после упражнения плексуса будут ощущаться нервные боли в желудке, то надо посоветоваться с учителем, ибо это значит, что допущена была неправильность в механизме упражнений, или что таковые преждевременны.

Упражнения плексуса (или, точнее, всей области по соседству с диафрагмой) имеют целью вызывать прилив крови к солнечному сплетению (plexus solaris), этим усилить его питание, а равно и укрепить соседние мускулы. Все эти элементы являются важными точками опоры человеческой воли при ее низших астральных реализациях.

Если дыхательные упражнения в режиме анимического импульсивного человека играли роль пищи, то запахи, как мы сказали, будут играть роль возбудителей.

Мы не будем здесь перечислять все ароматы, употребляющиеся в магии, а только упомянем о трех типичных представителях таковых, образующих тернер, аналогичный тернеру планов в человеке: 1) ладан - положительный полюс тернера - вызывает мистические настроения (молитва); 2) мускус - средний термин тернера - действует на анимическую сферу (любовь); 3) табачный дым - отрицательный полюс тернера - людям непривычным к нему дает, после очень короткого периода возбуждения, реакцию чисто инстинктивного характера (сон).

При постоянном употреблении табака следует умело выбирать подплан его влияния, определяемый формой курения и сортом табака. Людям, работающим интеллектуально, Папюс рекомендует легкие ароматические сорта табака в папиросах; людям анимического склада жизни, например, виверам,- сигары; людям, занятым физическим трудом,- трубку.

В конце концов нам надлежит указать вкратце режим интеллектуального человека.

Роль пищи будут играть: 1) пребывание в обстановке, не возмущающей и не погашающей импульсивных суждений по вопросам эстетики,- избегать общества слишком некрасивых людей, асимметричных форм и дисгармонии цветов; наоборот - окружать себя произведениями искусства; 2) приучать себя даже автоматически не терять самообладания в минуты опасности и беспокойства и даже культивировать в себе чисто импульсивную находчивость по части избежания таковых; 3) не поддерживать импульсивно-интеллектуальными проявлениями врожденных антипатий в области осязательных, вкусовых и обонятельных впечатлений,- например, если вам неприятен запах чеснока, то довольствоваться астральным к нему отвращением, морщиться, ощущая его запах, но не позволять себе неприятно вздрагивать при упоминании слова "чеснок" или при виде изображения головки чеснока.

Роль возбудителя интеллектуального импульсивного человека будет играть надлежаще подобранная музыка.

Тут опять можно указать аналогичный тернер подпланов влияния возбудителя.

В походе или в бою бравурный марш может повлиять на физическую бодрость солдат через посредство импульсивно-интеллектуальных восприятий. Для возбуждения анимического человека, опять-таки через посредство импульсивного интеллекта, уже понадобится вальс, а может быть, и оперная музыка.

Натуре чисто интеллектуальной понадобится для возбуждения в ее сфере камерная музыка.

Заканчивая этим отдел тренировки импульсивного человека, обращаю еще раз ваше внимание на крайнюю условность тех подразделений человека на элементы, которые мы себе позволили. Они нами допущены лишь как пример пользования аналогичными тернерами, значительно облегчающего построение схемы всякого изложения.

Внимание!
На сайте ведутся работы. В связи с этим возможно странное :)
© 2014-2015 Сергей Воробьев

0.17