Воробьёвы

(-:

«Ритуал Высшей Магии» (Элифас Леви, пер. И. Харун) — Аркан IV

«Великие Арканы Таро» (Шмаков)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
«Догма Высшей Магии» (Элифас Леви, пер. И. Харун)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
«Курс Энциклопедии оккультизма» (Г. О. М.)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
«Ритуал Высшей Магии» (Элифас Леви, пер. И. Харун)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
Изображения Аркана из различных колод
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII

Глава 4
ЗАКЛИНАНИЕ ЧЕТЫРЁХ

Четыре стихийные формы разделяют и различают, в общих чертах, тварных духов, которых универсальное движение высвободило из центрального огня. Повсюду дух трудится и оплодотворяет материю жизнью; вся материя одушевлена; мысль и душа повсюду.

Овладев мыслью, которая производит различные формы, становятся хозяевами форм и заставляют их служить своим потребностям.

Астральный свет насыщен душами, которые он освобождает при непрестанном рождении существ. Эти души имеют несовершенную волю, которая может попасть под власть более могущественной воли и использоваться ею; тогда они формируют мощные невидимые цепи и могут, случайно или нет, стать причиной великих стихийных потрясений.

Явления, засвидетельствованные на судебных процессах магии, и совсем недавно ещё г-ном Эдом де Мирвиллем, не имеют иных причин.

Стихийные духи, как дети: они мучают, главным образом, тех, кто о них заботится, если только над ними не властвуют в высшем смысле разумно и с большой строгостью.

Именно этим духам мы даём имя оккультных стихий.

Именно они часто внушают нам причудливые или неспокойные сновидения, именно они производят движения волшебной палочки и постукивания по стенах или мебели; но они не могут выражать никакую иную мысль, кроме нашей, и если мы не думаем, они разговаривают с нами со всей бессвязностью сновидений. Они безразлично творят добро или зло, потому что они лишены свободной воли и, следовательно, не несут ответственности; они являются исступлённым и сомнамбулам в несовершенных или мимолётных формах. – Вот чем порождены кошмары святого Антония [Великого] и, вполне вероятно, видения Сведенборга; они ни прокляты, ни виновны, они просто любопытны и невинны. Ими можно пользоваться или злоупотреблять, как животными или детьми. Таким образом, маг, который пользуется их помощью, берет на себя страшную ответственность, ибо ему придётся искупить всё то зло, что он заставит их сделать, и величина его мук будет пропорциональна размеру силы, которую он задействует посредством их вмешательства.

Чтобы властвовать над стихийными духами и стать, таким образом, царём оккультных стихий, нужно сперва подвергнуться четырём сложным испытаниям древних посвящений, и, так как эти посвящения больше не существуют, их нужно заменить аналогичными действиями, как то: бесстрашно броситься в пожар, перебраться через пропасть по бревну или доске; взобраться на крутую гору во время урагана; выбраться вплавь из водопада или опасного водоворота. Человек, который боится воды, никогда не будет властвовать над ундинами [русалками]; тот, кто страшиться огня, никогда не будет повелевать саламандрами; если подвержены головокружению, нужно оставить в покое сильфов и не раздражать гномов, ибо низшие духи подчиняются только доказавшей себя силе, которая проявила себя хозяином даже в их собственной стихии.

Когда смелостью и тренировкой эта неоспоримая1 сила приобретена, нужно наложить на стихии дееслово своей воли путём особого освящения воздуха, огня, воды и земли, и это – непременное начало всех магических операций.

* * *

Воздух заклинается дыханием на четыре стороны света и произнесением:

Латынь:

Spiritus Dei ferebatur super aquas, et inspiravit in faciem hominis spiraculum vitae. Sit Michael dux meus, et Sabtabiel servus meus, in luce et per lucem.

Fiat verbum halitus meus; et imperabo spiritibus aeris hujus, et refrenabo equos solis voluntale cordis met, et cogitatione mentis meae et nutu oculi dextri.

Exorciso igitur te, creatura aeris, per Pentagrammaton et in nomine Tetragrammaton, in quibus suntvoluntas firma et fides recta. Amen. Sela, fiat. Да будет так.

Перевод:

Дух Божий носился над водами и вдунул в лицо человека дыхание жизни. Да будет Михаэль моим вождём и Сабтабиэль моим рабом в свете и через свет.

Да будет слово моим дыханием, и повелю духам этого воздуха и обуздаю коней солнца желанием сердца моего и размышлением ума моего, и мигом правого глаза.

Заклинаю же тебя, тварь воздуха, Пентаграмматоном и именем Тетраграмматона, в которых сильное желание и чистая вера. Аминь. Да будет так.

Затем произносят заклинание сильфов, после начертания в воздухе их знака пером орла.

ЗАКЛИНАНИЕ СИЛЬФОВ

Дух света, дух мудрости, чьё дыхание даёт и забирает форму всех вещей; ты, перед которым жизнь любого существа является изменяющейся тенью, и рассеивающимся паром; ты, что восседаешь на облаках и летишь на крыльях ветра; ты, при выдохе которого населяются бесконечные пространства; ты, при вдохе которого всё, что вышло из тебя, в тебя же возвращается; бесконечное движение в вечной устойчивости, будь благословенно во веки веков. Мы тебя восхваляем и мы тебя благословляем в меняющемся царстве сотворённого света, теней, отражений и образов, и мы непрестанно вдыхаем твою неизменную и неуничтожимую ясность. Позволь проникнуть к нам лучу твоего ведения и теплоте твоей любви: тогда подвижное станет закреплённым, тень станет телом, дух воздуха станет душой, мечта станет мыслью. И нас больше не унесёт шторм, но мы будем держать за уздечку утренних крылатых коней, и будем управлять направлением ветров вечера, чтобы лететь навстречу тебе. О дух духов, о вечная душа душ, о неуничтожимое дыхание жизни, о творящий вздох, о уста, что вдыхают и выдыхают существование всех существ в приливе и отливе вашего вечного слова, которое есть божественный океан движения и истины. Аминь.

Вода заклинается наложением рук, дыханием и словом, размешивая в ней освящённую соль с щепоткой золы, которая остаётся в кадиле от сжигания благовоний. Кропило делается из прутиков вербены, барвинка, шалфея, мяты, валерьяны, ясеня и базилика, связанных нитью, вышедшей из под веретена девы, с рукояткой из лещины, которая ещё не принесла плодов, и на которой вы выдавите магическим шилом знаки семи духов. Вы благословите и освятите отдельно соль и золу благовоний, говоря:

НАД СОЛЬЮ

Латынь:

In isto sale sit sapientia, et ab omni corruptione servet mentes nostras et corpora nostra, per Hochmael et in virtule Ruach-Hochmael, recedant ab isto fantasmata hylse ut sit sal coelestis, sal terrae et terra salis, ut nutrietur dos trilurans et addat spei nostrae cornua tauri volantis. Amen.

Перевод:

Да будет мудрость в этой соли, и да сохранит она от всякой порчи умы наши, и тела наши, через Хохмаэля и силою Руах-Хохмаэля, да уйдут от неё чудовища материй, чтобы была соль небесная, как соль под землёю и на земле; чтобы питался бык молотящий и придавал надежде нашей рога вращающегося быка. Аминь.

НАД ЗОЛОЙ

Латынь:

Revertattir cinis ad fontem aquarum viventium, et fiat terra fructificans, et germinet arborem vitae per tria nomina, qui sunt Netsah, Hod et Jesod, in principio et in fine, per Alpha et Omega qui sunt in spiritu AZOTH. Amen.

Перевод:

Да возвратится пепел к источнику живых вод, и да сделается земля плодородной, и произрастит древо жизни тремя именами, каковые есть Нецах, Ход и Иесод, в начале и в конце Альфой и Омегой, каковые есть в духе АЗОТЪ. Аминь.

СМЕШИВАЯ ВОДУ, СОЛЬ И ЗОЛУ

Латынь:

In sale sapienlise aeternae, et in aqua regenerationis, et in cinere germinante terram novam, omnia fiant per Eloim Gabriel, Raphael et Uriel, in saecula et aeonas. Amen.

Перевод:

В соли вечной мудрости, и в воде возрождения, и в пепле, из которого сложится новая земля, да свершат всё Элоимы Габриэль, Рафаэль и Уриэль в веках и эонах. Аминь.

ЗАКЛИНАНИЕ ВОДЫ

Латынь:

Fiat firmamentum in medio aquarum et separet aquas ab aquis, quae superius sicut quae inferius, et quae inferius sicut quae superius, ad perpetranda miracula rei unius. Sol ejus pater est, luna mater et veatus hanc gestavit in utero suo, ascendit a terra ad coelum et rursus a coelo in ierram descendit. Exorciso te, creatura aquae, ut sis mihi speculum Dei vivi in operibus ejus, et fons vitse, et ablutio peccatorum. Amen.

Перевод:

Да будет твердь посреди вод и да отделяет она воды от вод: те, которые выше, от тех, которые ниже; и будут те, которые ниже, подобны тем, которые выше. Солнце – её отец, луна – мать, и ветер носил её в утробе своей, достигая от земли до неба и опять с неба спускаясь на землю. Заклинаю тебя, творение воды, чтобы ты была для меня соль и зола, зеркало Бога живого в творениях Его и источник жизни и омовения грехов. Аминь.

ЗАКЛИНАНИЕ УНДИН

Страшный царь морской, Ты, кто хранишь ключи от шлюзов небесных и прячешь воды преисподней в земных пещерах; Царь потопа и весенних наводнений; Ты, кто срываешь печати с истоков рек и фонтанов; перед Тобой мы преклоняемся и Тебя мы вызываем! Промолви к нам, твоим неверным и изменчивым созданиям, ныряющим в бурных морских волнах, и мы задрожим перед Тобой! Промолви к нам, живущим в прозрачных ручьях, и мы возжелаем Твоей любви! Пусть постоянно возрождается в Тебе необъятность, в которую впадают все реки жизни! О, океан беспредельного совершенства! Пусть ведут нас к истинной жизни разум и любовь, высоты, в которых отражаются твои глубины, и глубины, вздымающие Тебя к этим высотам! Веди нас к бессмертию посредством самопожертвования, чтобы однажды мы оказались достойными того, чтобы предложить Тебе воду, кровь и слезы во искупление грехов! Аминь.

Огонь заклинается посредством посыпания солью, ладаном, канифолью, камфарой и серой; необходимо трижды произнести три имени гениев огня: Михаэля, царя солнца и молнии; Самаэля, царя вулканов, и Анаэля, князя астрального света, и, наконец, следует произнести такую молитву:

ЗАКЛИНАНИЕ САЛАМАНДР

Вечный, неизреченный, несотворенный отец всех вещей, несущийся в колеснице, движущей беспрерывно вращающиеся миры. Властитель беспредельного эфира, где возвышается трон твоего могущества, с высоты которого все открыто твоим грозным очам. Услышь детей твоих, которых ты любил с начала веков; потому что твоё золотое, великое и вечное величие сияет над миром, небом и звёздами. Ты возвышаешься над ними, о, сверкающий огонь! Сам ты зажигаешься, сам поддерживаешь себя своим собственным сиянием. Из твоей сущности исходят неиссякаемые источники света, поддерживающие твой бесконечный дух, который поддерживает все, служа неисчерпаемым сокровищем существа, всегда готового производить формы, тобою установленные. От этого духа происходят святые цари, окружающие твой престол. О, отец вселенной! О, единственный! О, отец счастливых смертных! Ты создал также существа, которые чудесным образом подобны твоей вечной мысли и твоей обожаемой сущности; ты их поставил превыше ангелов, возвышающих миру истины. Наконец, ты сотворил нас в третьем разряде нашего первоначального мира; так, хвала тебе и обожание твоих велений составляют наш непрестанный труд. Там мы горим непрестанным желанием обладать тобою. О, отец! О, мать, чудный первообраз материнства и чистой любви! О, сын, цвет всех сынов, образец всех форм! Душа, дух, гармония и число всех вещей! Аминь!

Земля очищается посредством окропления водой, дыханием и огнём, с благовониями особых для каждого дня и следующим заклинанием гномов.

ЗАКЛИНАНИЕ ГНОМОВ

Невидимый царь, взявший себе опорой землю, вырывший пропасти, чтобы наполнить их своим всемогуществом! Ты, имя которого заставляет содрогаться своды мира, который направляет потоки семи металлов по каменным жилам, Властитель семи светов, вознаграждающий труд рудокопов, выведи нас на желательный нам воздух и к царству света. Мы бодрствуем и работаем без отдыха, мы ищем и надеемся найти чрез двенадцать камней священного города, чрез скрытые талисманы, чрез магнитную ось мира. Господи, Господи, Господи! Сжалься над страждущим; расширь наши груди; освободи и возвысь наши головы; возвеличь нас. О, устойчивость и движение! О, день, покрытый ночью! О, мрак, скрытый от света! О, Господин, всегда вознаграждающий своих рабочих! О, серебристая белизна! О, золотой блеск! О, венец живых и мелодичных алмазов! Ты, который носишь небо на пальце своём, как сапфировое кольцо. Ты, который скрыл в земле, в царстве камней, чудное семя звёзд. Живи, властвуй и будь вечным распорядителем сокровищ, хранителями которых Ты нас сделал! Аминь.

Необходимо помнить, что царство гномов находится на севере, саламандр – на юге, сильф – на востоке, а ундин – на западе. Они влияют на четыре темперамента человека, то есть гномы – на меланхоликов, саламандры – на сангвиников, русалки – на флегматиков и сильфы – на холериков. Их знаками являются: иероглифы вола [тельца] – для гномов, и ими повелевают мечом; льва – для саламандр, и ими повелевают палочкой с вилкой на конце или магическим тризубом; орла – для сильф, и ими повелевают святыми пантаклями; наконец, водолея – для русалок, и их вызывают с жертвенной чашей. Соответственно, их повелителями являются: Гоб – для гномов, Джин – для саламандр, Паралда – для сильф, и Никса – для русалок.

Когда какой-нибудь стихийный дух мучает или, по крайней мере, досаждает обитателям этого мира, его нужно заклинать воздухом, водой, огнём и землёй; дыша, окропляя, сжигая благовония и чертя на земле звезду Соломона и священную пентаграмму. Эти фигуры должны быть точными и нарисованными либо углём из освящённого огня, либо тростью, смоченной в разных цветах, которые смешают с истолчённым в порошок магнитом. Затем, держа в руке пантакль Соломона, и поднимая последовательно меч, посох и чашу, громким голосом произносят заклинание четырёх в таких словах:

Латынь:

Caput mortuum, imper et libi Dominus per vivum et devotum serpentem.

Cherub, imperet tibi Dominus per Adam Jotchavah! Aquila errans, imperet tibi Domi-nus per alas Tauri. Serpens, imperet tibi Do-minus tetragrammaton per angelum etieonem!

Michael, Gabriel, Raphael, Anael!

FLUAT UDOR per spiritum ELOIM.

MANEAT TERRA per Adam IOT-CHAVAH.

FIAT FIRMAMENTUM per IAHUVEHU-ZEBAOTH.

FIAT JUDICIUM per ignem in virtute MICHAEL.

Перевод:

Мёртвая голова, пусть прикажет тебе Господь через живого и посвящённого змея!

Херувим, пусть прикажет тебе Господь через Адама Йотхавах! Блуждающий орёл, пусть прикажет тебе Господь боками Тельца! Змей, пусть прикажет тебе Господь тетраграмматон через ангела и льва!

Михаэль, Габриэль, Рафаэль, Анаэль!

Потечёт поток через духа Элоим.

Пребудет земля через Адама Йот-Хева.

Да будет твердь через Яхве-Саваофом.

Да будет суд через огонь силою Михаэля.

Ангел с мёртвыми глазами, повинуйся или исчезни вместе с этой святой водой.

Крылатый телец, работай или возвращайся к земле, если не хочешь, чтобы я погонял тебя этим мечом, как стрекалом.

Орёл, прикованный цепью, повинуйся этому знаку или удались от этого дуновения.

Извивающийся змей, ползай у моих ног или терзайся от священного огня и улетучивайся вместе с благовониями, которые я сжигаю.

Да возвратиться вода к воде; да возгорится огонь; да закружиться воздух; да упадёт земля на землю силою пентаграммы, которая есть утренняя звезда, и именем тетраграммы, которая написана в центре креста света. Аминь.

* * *

Знак креста, принятый христианами, не принадлежит исключительно им. Он также является каббалистическим и представляет противоположности и четверичное равновесие стихий. Мы видим в оккультном стихе «Отче наш», на который мы указали в нашем «Догмате», что первоначально было два способа его прочтения, или, по крайне мере, были две различные формулы, его характеризующие: одна, хранимая для священников и посвящённых; другая, предназначенная для новообращённых и мирян. Так, например, посвящённый, поднося руку ко лбу, говорил: Ибо Твоё; затем добавлял: есть; и продолжал, поднося руку к груди: царство; затем к левому плечу, и правда [должно быть сила]; к правому плечу, и милость [должно быть слава]. Затем складывали вместе обе руки, добавляя: в циклах бытия.2 Tibi sunt Malchut et Geburah et Chesed per aeonas. – Вот знак креста, абсолютно и великолепно каббалистический, профанация которого гностицизмом привела к его полной утрате воинствующей и официальной Церковью.

Этот знак, исполненный таким способом, должен предшествовать заклинанию четырёх и завершать его.

Чтобы укротить и заставить себе служить стихийных духов, никогда не следует впадать в характерные им недостатки. Так, лёгкий и капризный ум никогда не будет управлять сильфами; мягкая, холодная и изменчивая натура никогда не станет хозяйкой русалок; гнев раздражает саламандр; а жадность делает своих рабов игрушками в руках гномов.

Нужно быть ловкими и активными, как сильфы; гибкими и внимательными к образам, как русалки; энергичными и сильными, как саламандры; трудолюбивыми и терпеливыми, как гномы; одним словом, нужно превосходить их в их силе, никогда не позволяя себе стать рабами их слабостей. Когда человек прочно утвердится в этом, весь мир будет готов к услугам мудрому оператору. Он будет идти в грозу, но дождь не коснётся его головы; ветер не пошевелит даже края его одежды; он пройдёт сквозь огонь и не обожжётся; он будет шагать по воде и видеть алмазы сквозь толщу земли. Эти обещания могут показаться преувеличением, но только для примитивного ума; ибо если мудрец не выполняет физически и точно то, что означают эти слова, он будет совершать другие, куда более великие и более чудесные. Однако, несомненным является то, что можно по своей воле управлять стихиями в некоторой мере, и реально изменять или прекращать их проявления.

Например, если будет установлено, что человек в состоянии исступления теряет на короткое время свой вес, то почему бы не допустить, что ходить или скользить по воде тоже возможно? Судорожные из Сен-Медара не чувствовали ни огня, ни железа и умоляли как о помощи о сильнейших ударах и невероятных пытках. Странные хождения по крышам и поразительное чувство равновесия некоторых сомнамбул, не является разве проявлением этих скрытых сил природы? Но мы живём в век, когда не хватает смелости признать чудеса, свидетелем которых был, и если кто-нибудь скажет: «Я наблюдал или сам делал то, о чём я вам рассказываю», ему ответят: «Вы хотите развлекаться за наш счёт, или вы больны». Намного лучше молчать и действовать.

Металлами, соответствующими четырём стихийным формам, являются золото и серебро для воздуха, ртуть для воды, железо и медь для огня, свинец для земли. Из них составляют талисманы, в соответствии с силами, которые они представляют и с последствиями, которое предполагают получить от них.

Предсказание при помощи четырёх стихийных форм, которое называют аэромантия, гидромантия, пиромантия и геомантия, совершается различными способами, которые полностью зависят от воли и транслюцида, или воображения, оператора.

На самом деле, четыре стихии являются лишь инструментами, помогающими второму зрению.

Второе зрение есть способность видеть в астральном свете.

Это второе зрение так же естественно, как и первое, или чувственное, обычное зрение; но оно может действовать только при отвлечении от телесных чувств.

Сомнамбулы и люди, подверженные экстазам, используют второе зрение естественно; но это зрение более ясное, когда отвлечение от чувств более полное.

Отвлечение вызывается астральным опьянением, т.е. избытком света, который полностью насыщает и, следовательно, делает инертной нервную систему.

Люди сангвинического темперамента более предрасположены к аэромантии; холерики – к пиромантии; флегматики – к гидромантии; а меланхолики – к геомантии.

Аэромантия подтверждается онейромантией или гаданием посредством снов; пиромантию дополняют магнетизмом; гидромантю – кристалломантией и геомантию – картомантией. Это скрещивание и усовершенствование методов.

Но гадание [предсказание], каким бы способом не осуществлялось, опасно или, по крайней мере, бесполезно, так как оно разхолаживает волю, и, как следствие, ограничивает свободу, и утомляет нервную систему.

Примечания

1. Следует понимать «сила, существование которой бесспорно доказано». – прим. И.Х.

2. «Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.» (от Матвея 6:13) – прим. И.Х.