«Ритуал Высшей Магии» (Элифас Леви, пер. И. Харун) — Аркан XXI

«Великие Арканы Таро» (Шмаков)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
«Догма Высшей Магии» (Элифас Леви, пер. И. Харун)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
«Курс Энциклопедии оккультизма» (Г. О. М.)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
«Ритуал Высшей Магии» (Элифас Леви, пер. И. Харун)
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII
Изображения Аркана из различных колод
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII

Глава 21
НАУКА ПРОРОКОВ

Эта глава посвящена прозорливости.

Прозорливость [divination], в самом широком своём смысле и согласно грамматическому значению этого слова, есть использование божественной силы и реализация божественного знания.

Это священнослужение мага.

Но в глазах обывателя прозорливость скорее относиться к узнаванию чего-то сокрытого.

Узнавать самые сокровенные мысли людей, проникать в тайны прошлого и будущего, предсказывать строгие последствия, благодаря точному знанию причин – вот что всегда называлось прозорливостью.

Из всех тайн природы, самая глубокая, это – тайна человеческого сердца; и всё-таки природа позволяет проникнуть в эту глубину. Несмотря на самое мастерское притворство, несмотря на самую искусную хитрость, она сама чертит и позволяет замечать в формах тела, в блеске глаз, в движениях, в походке, в голосе тысячи красноречивых признаков.

Совершенный посвящённый не имеет нужды в этих признаках; он видит истину в свете; он чувствует всего человека, он пронзает своим взглядом сердца, но должен притвориться невеждой, чтобы оградить себя от страха или ненависти злых людей, которых он слишком хорошо знает.

Человек с нечистой совестью всегда думает, что его в чём-то обвиняют или подозревают; если он узнаёт в себе какую-то черту собирательного сатирического образа, то он принимает на себя всю сатиру и кричит, что его оклеветали. Всегда подозрительный, но такой же любопытный как и боязливый, в присутствии мага он ведёт себя как Сатана из притчи, или как те книжники, которые спрашивают его только для того, чтобы искусить. Всегда упрямый и всегда слабый, больше всего он боится признать свои ошибки. Прошлое его мучит, будущее пугает; он хотел бы сговориться с самим собой и поверить в то, что он – хороший и порядочный человек. Его жизнь – это постоянная борьба между добрыми намерениями и дурными привычками; он считает себя философом на манер Аристипа или Горация, принимая все злодеяния своего времени как необходимость, с которой он должен смириться; затем он развлекает себя, проводя свободное время в философских размышлениях и охотно предаётся защитительной улыбке Мецены, чтобы убедить себя в том, что он – не наживатель на голоде в соучастии с Верре, или сочревоугодник Тримальхиона.

Такие люди всегда наживатели, даже когда они и делают добрые дела. Так, они решают перевести деньги на благотворительные нужды, а потом задерживают перевод, чтобы добиться скидки. Этот тип, который я потрудился описать, не является чем-то исключительным, – к нему принадлежит целый класс людей, с которыми магу, особенно в наше время, приходится часто иметь дело. Пусть он относиться к ним с недоверием, пример которого они ему дают, ибо среди его друзей, они всегда будут самыми компрометирующими, а среди его врагов, они будут самыми опасными.

В наше время истинному адепту негоже демонстрировать свою прозорливость, ибо ему часто придётся прибегать к балаганным фокусам и ловкости рук, чтобы сохранить свою клиентуру и очаровывать свою публику. Пользующиеся доверием прозорливцы и гадалки всегда имеют в своём распоряжении тайных шпионов, которые им сообщают некоторые сведения из личной жизни тех, кто приходит к ним за советом. Между кабинетом и приёмной установлена система сигналов; посетителю при его первом визите присваивается номер, о котором он не знает; ему назначают день приёма и за ним устанавливается слежка; они расспрашивают его дворников, соседей и слуг, и таким образом узнают подробности, которые производят огромное впечатление на простые умы, в результате чего шарлатан получает доверие, которое следовало бы отдать истинной науке и добросовестному прорицателю.

Предвидение [divination] грядущих событий возможно лишь в том случае, когда реализация этих событий уже некоторым образом содержится в их причине. Душа, смотря через нервную систему всю целиком в круг астрального света, который влияет на человека и поддаётся его влиянию, прозорливая душа, – говорим мы, – может одной лишь интуицией увидеть всё, что имеет отношение к любви или ненависти того человека; она может читать его намерения в его мыслях, предвидеть препятствия, которые возникнут на его пути, возможно, ждущую его насильственную смерть; но она не может предвидеть его личные, произвольные, случайные решения, которые он примет сразу после сеанса, если только прозорливец сам не поспособствует исполнению своего пророчества. Например, вы говорите одной женщине, чья молодость проходит, и которая желает выйти замуж: «Сегодня или завтра вечером вы пойдёте на такое-то представление и увидите одного человека, который вам понравится. Этот человек заметит вас и, в результате странного стечения обстоятельств, всё со временем закончится браком». Вы можете быть уверены, что, бросив все дела, эта дама пойдёт на упомянутое представление, увидит там мужчину, который, как ей покажется, обратит на неё внимание, и будет надеяться на скорый брак. Если до брака дело и не дойдёт, то она не будет в этом обвинять вас, потому что она не хочет лишиться надежды на новую иллюзию, и, более того, она регулярно будет возвращаться к вам за новыми советами.

Мы уже сказали, что астральный свет – это великая книга гаданий [divination]; способность читать по этой книге либо даётся от природы, либо приобретается. Стало быть, существует два вида провидцев – инстинктивные и посвящённые. Вот почему дети, необразованные люди, пастухи, даже полоумные более способны к природной прозорливости, чем учёные и мыслители. Давид, простой пастух, был пророком даже во времена Соломона, царя каббалистов и магов. Инстинктивные прозрения зачастую бывают такими же точными, как и научные; наименее способными к видению в астральном свете являются наиболее рассуждающие.

Сомнамбулизм – это чисто инстинктивное состояние, и поэтому сомнамбулы нуждаются в управлении человеком знающим; скептики и философствующие могут только запутать их.

Видения прозрения происходит только в состоянии экстаза, и чтобы достичь этого состояния нужно сделать невозможными сомнения и иллюзии, сковав или усыпив мышление.

Орудиями прозрения, таким образом, являются средства само-магнетизирования и ограждение себя от внешнего света, дабы отдать всё своё внимание исключительно свету внутреннему. Именно поэтому Аполлоний целиком окутывался в шерстяной плащ и в темноте сосредотачивал свой взгляд на своём пупке. Магическое зеркало Дюпотэ является средством, аналогичным таковому Аполлония. Гадание на воде и всматривание в отполированный и зачернённый ноготь большого пальца сродни магическому зеркалу. Благовония и заклинания усыпляют мышление; вода или чёрная краска поглощают видимые лучи; тогда возникает обморочное состояние, головокружение, за которыми следует ясновидение у тех субъектов, которые имеют к этому природную склонность, или которые специально подготовлены.

Гадание на костях и гадание на картах – это другие средства для достижения тех же целей: сочетания символов и чисел, одновременно являясь и случайными и необходимыми, дают достаточно верный образ шансов судьбы, чтобы воображение могло видеть реальность в случайных символах. Чем больше интерес, тем больше желание увидеть, тем больше вера в интуицию и тем яснее также видение. Случайно выбрасывать очки в костях, или вытягивать наугад карты – это играться как дети в кубики с буквами. Случайные события становятся орудиями прозрения лишь тогда, когда их магнетизирует разум и направляет вера.

Из всех орудий гаданий самым сильным, по своим результатам, являются карты Тарот, поскольку все возможные сочетания этого универсального ключа каббалы дают в качестве решений предсказания знания и истины. Тарот было единственной книгой древних магов; это первобытная Библия, как мы то докажем в следующей главе, и древние обращались к ней, как гораздо позже первые христиане обращались к Священному Жребию, т.е. к библейским стихам, выбранным по случайно загаданному числу.

Мадемуазель Ленорман, одна из наиболее известных современных гадалок, не была знакома с наукой Таро, или знала её только по пересказам Этейллы, чьи объяснения подобны шторам, заслоняющим свет. Она ничего не знала ни о высшей магии, ни о Каббале, и её голова была набита плохо усвоенной информацией; но она обладала инстинктивной интуицией, и этот инстинкт её редко подводил. Работы, которые она оставила после себя, представляют собой чушь, приукрашенную классическими цитатами; но её предсказания, вдохновлённые присутствием и магнетизмом самих клиентов, зачастую поражали своей точностью. Она была женщиной, воспалённое воображение и бредящий ум которой всегда вытеснял естественные страсти её пола. Она жила и умерла девственницей, подобно древним друидессам с острова Сэйн.

Если бы природа хоть немного одарила её красотой, то в какую-нибудь далёкую эпоху она легко смогла бы сыграть роль Мелюзины или Велледы.

Чем сложнее церемониал гадания, тем сильнее он возбуждает воображение гадалки и её клиентов. Поэтому, заклинание четырёх, молитва Соломона, магический меч для прогнания призраков могут использоваться с успехом; можно также вызвать духа того дня и часа, когда осуществляется эта операция и предложить ему соответствующие ему благовония; затем можно войти в магнетический и интуитивный раппорт с клиентом, спросив его, какие животные ему приятны, а какие отвратительны, какие он цветы любит, и какой предпочитает цвет. Цветы, цвета и животные связаны в аналогической классификации с семью духами каббалы. Любящие голубой цвет являются идеалистами и мечтателями; любящие красный – материалисты и гневливые; любящие жёлтый – сумасбродны и капризны; любители зелёного зачастую меркантильны, или лукавы; любители чёрного находятся под влиянием Сатурна; розовый – это цвет Венеры и т.д. Люди, которые любят лошадей – трудолюбивы, благородны, и в то же время, гибкие и кроткие; любители собак являются любящими и верными; любители кошек являются независимыми и вольнодумцами. Люди искренние испытывают особый ужас перед пауками; гордые души испытывают неприязнь к змеям; натуры честные и утончённые не выносят мышей и крыс; сладострастные испытывают ужас перед жабами, поскольку те холодные, одинокие, жалкие и уродливые. Цветы имеют симпатии аналогичные таковым животным и краскам, и поскольку магия – это наука универсальных аналогий, то знание одного пристрастия, одной склонности данного лица даёт возможность определить все остальные. Это применение к явлениям душевного порядка аналоговой анатомии Кювье.

Черты лица и тела, морщины на лбу, линии на руке также дают магу ценные указания. Френология и хиромантия стали отдельными науками, когда их наблюдения, случайные и зиждущиеся на одних догадках, были изучены и сведены в единую систему Гоклением, Бело, Ромфлием, Индажи и Теснье. Труд последнего автора наиболее важный и полный; он объединил и прокомментировал наблюдения и догадки всех авторов.

Один современный исследователь, шевалье д’Арпентиньи, перевёл хиромантию на новый уровень точности своими замечаниями об аналогиях, которые действительно существуют между характером человека и формой его рук. Своим дальнейшим развитием и уточнением эта новая наука обязана одному художнику, который оказался писателем, отличающимся необычайной оригинальностью и мастерством. Ученик превзошёл учителя, и уже сейчас говорят как о настоящем волшебнике в хиромантии о нашем возлюбленном Дебарролле, как одном из тех путешественников, которыми так любит окружать себя в своих романах наш великий сказочник Александр Дюма.

Также нужно расспросить клиента о его привычных снах; сны – это отражения жизни, как внутренней, так и внешней. Древние философы уделяли им большое внимание; патриархи видели в них откровения и большинство религиозных откровений облекались в сновидения. Демоны ада – это кошмары христианства, и как остроумно заметил автор «Смарры», никогда ни перо, ни резец не воспроизвели бы подобных уродств, если бы их не увидели во сне.

Нужно остерегаться людей, воображение которых привыкло отражать уродства.

Темперамент человека также проявляет себя в сновидениях, и поскольку темперамент оказывает на жизнь постоянное влияние, то его необходимо хорошо знать, чтобы точно предсказать судьбу человека. Сновидения с кровью, наслаждением, светом указывают на сангвинический темперамент; сновидения с водой, грязью, дождём, слезами являются следствием флегматической предрасположенности; огонь в ночи, тьма, ужасы, призраки бывают у холериков и меланхоликов.

Синезий, один из величайших христианских епископов первых веков, ученик той прекрасной и чистой Гипатии, которая была убита фанатиками, после того как прославилась главой той прекрасной александрийской школы, наследие которой должно разделить христианство; так вот, Синезий, который был лирическим поэтом подобно Пиндару и Каллимаху, священнослужителем подобно Орфею, христианином подобно Спиридону Тримифунтскому, оставил один трактат о сновидениях, который был прокомментированн Кардано. В наши дни больше не занимаются такими великолепными исследования ума, потому что фанатизм последовавших за ними времён, почти что принудил мир покориться отчаянию научного и религиозного рационализма. Святой Пётр сжёг труды Трисмегиста; Омар сжёг труды учеников Трисмегиста и святого Павла. О, гонители! О, поджигатели! О, насмешники! Когда же придёт конец вашим тёмным делам и разрушениям?

Тритемий, – один из величайших магов христианской эры, недоступный аббат монастыря бенедиктинцев, учёный богослов и учитель Корнелия Агриппы, – оставил, среди своих неоценённых и бесценных трудов, один трактат под названием: «De septem secundeis, id est intelligentiis sive spiritibus orbes post Deum moventibus». Это – ключ ко всем древним и новым пророчествам, математический, исторический и простой способ превзойти Исайю и Иеремию в предвидении всех грядущих великих событий. Автор обрисовывает в общих чертах философию истории и разделяет время существование всего мира между семью ду́хами каббалы. Это величайшее и широчайшее толкование, которое когда-либо было дано семи ангелам Апокалипсиса, которые появляются один за другим с трубами и чашами, чтобы распространять слово и его реализацию в мире.

Правление каждого ангела составляет 354 года и 4 месяца. Первый ангел – Орифиэль, ангел Сатурна, который начал своё правление 13 марта в первый год мира (ибо мир, согласно Тритемию, был сотворён 13 марта): его правление было правлением дикости и первобытной ночи. Затем пришло царство Анаэля, духа Венеры, которое началось 24 июня в 354 год существования мира; тогда любовь стала наставницей людей; она создала семью, а семья привела к объединению и созданию первых городов. Первыми цивилизаторами были вдохновенные любовью поэты, затем вознесение поэзии породило религию, фанатизм и разврат, что позже привело к потопу. И всё это продолжалось до 708 года мира, до восьмого месяца, т.е. до 25 октября; и тогда началось правление Захариэля, ангела Юпитера, под чьим правлением люди стали приобретать знания и оспаривать право собственности на поля и места жительства. Это была эпоха основания больших городов и формирования империй; её следствием стали цивилизация и война. Затем проявилась необходимость в коммерции, и тогда, в 1063 год мира, 24 февраля началось правление Рафаэля, ангела Меркурия, ангела науки и слова, ангела ведения и ремёсел. Затем были изобретены буквы. Первый язык был иероглифическим и всемирным, и дошедшим до нас памятником ему является книга Еноха, Кадма, Тота или Паламеда, каббалистический ключик, позднее приспособленный Соломоном, мистическая книга Терафим, Урим и Тумим, первобытное Бытие Зогара и Гийома Постеля, мистическое колесо Иезекииля, рота каббалистов, Таро магов и цыган. Тогда были изобретены искусства, и впервые установлено судоходство; расширились связи между народами, умножились потребности и вскоре, а именно 26 июня 1417 года мира, настало правление Самаэля, ангела Марса, эпоха всеобщего грехопадения и всемирный потоп. После долгого упадка, мир возродился под правлением Габриэля, ангела Луны, которое началось 28 марта 1771 года мира; тогда семья Ноя размножилась и заселила все стороны земли, после Вавилонского столпотворения, аж до правления Михаэля, ангела Солнца, которое началось 24 февраля 2126 года мира; и именно к этой эпохе следует отнести появление первых властей, империи детей Немвродов, рождение наук и религий на земле, и первых стычек между деспотизмом и свободой.

Тритемий проводит это любопытное исследование сквозь века и показывает в одних и тех же эпохах возвращение разрухи, затем цивилизацию, возрождающуюся поэзией и любовью, империи восстанавливаются семьей, расширяются коммерцией, разрушаются войной, восстанавливаются ходом всемирной цивилизации, затем поглощаются великими империями, которые являются синтезом истории.

Работа Тритемия, с этой точки зрения, более универсальна и более независима, чем работа Боссюэ, и является абсолютным ключом к философии истории. Его строгие расчёты привели его к ноябрю 1879 года, эпохе правления Михаэля и основания нового всемирного царства. Это царство было подготовлено тремя с половиной веками мук и тремя с половиной веками надежд: эпохи, которые в точности совпадают с шестнадцатым, семнадцатым, восемнадцатым и первой половиной девятнадцатого века как лунных сумерек и надежды; с четырнадцатым, тринадцатым, двенадцатым и второй половиной одиннадцатого века как испытания, невежества, мук и всякого рода бедствий. Итак, мы видим, что согласно этим вычислениям, в 1879 году, т.е. через 24 года будет основана мировая империя, которая принесёт мир в мир. Эта империя будет политической и религиозной; она разрешит все проблемы, волнующие нас сегодня и просуществует 354 года и 4 месяца; затем вернётся царство Орифиэля, т.е. эпоха безмолвия и ночи. Приближающаяся мировая империя, будучи под правлением Солнца, будет принадлежать тому, кто будет держать ключи Востока, которые в этот самый момент оспаривают князья четырёх сторон света1; но ведение и действие являются, в высших царствах, силами, которыми управляет Солнце, и народ, который сейчас на земле имеет инициативу ведения и жизни также будет иметь и ключи Востока и заложит основание мирового царства. Быть может для этого она должна подвергнутся кресту и мученичеству, аналогичному таковым Богочеловека; но, мёртвая или живая среди наций, её дух восторжествует, и все народы мира признают и последуют через 24 года за знаменем всегда победоносной Франции или чудесно воскресшей. Таково пророчество Тритемия, подтверждённое всеми нашими предвидениями и подкрепляемая всеми нашими обетованиями.

Примечания

1. Намёк на Крымскую Войну. – прим. И.Х.

Внимание!
На сайте ведутся работы. В связи с этим возможно странное :)
© 2014-2015 Сергей Воробьев

0.19